Базовый сценарий прогноза предполагает, что рост реальных доходов начнется уже в 2017 году (0,7 процента), но это будет достигнуто за счет более медленных темпов восстановления экономики после рецессии.
Целевой вариант предполагает смену ориентации экономики на инвестиционную модель развития при сдерживании в первые годы роста расходов на потребление и социальных обязательств государства и бизнеса.
Какой именно путь выберет правительство, станет ясно в ходе дискуссий о переверстке бюджета этого года и верстке бюджета на трехлетку 2017-2019 годов.
Государство может влиять на доходы граждан через индексацию пенсий и зарплат бюджетников - по закону она должна производиться по фактической инфляции предшествующего года, однако в связи с кризисом пенсии были проиндексированы частично, а зарплаты в бюджетной сфере снижены или заморожены.
При этом для балансировки бюджета, по расчетам Минэкономразвития, государственные расходы должны сокращаться не менее чем на 5 процентов в реальном выражении (с учетом инфляции) в ближайшие годы.
Согласно базовому варианту прогноза, в целом за 2016-2019 годы средний размер страховой пенсии должен вырасти в номинальном выражении на 15 процентов. Реализация майских указов президента о повышении зарплат врачам, учителям и преподавателям должна продолжаться вплоть до 2018 года, но в 2019 году заработную плату этих работников предполагается сохранить на уровне предыдущего года.