Максим Ликсутов: Слово "маршрутка" скоро выйдет из обихода москвичей

Реформа наземного транспорта Москвы вступила в завершающую стадию. В праздничные дни на линию вышли автобусы новых шести маршрутов частных перевозчиков, работающих по городским правилам. К концу июня в Москве не должно остаться ни одного микроавтобуса, работавшего по прежним правилам. Корреспонденты "РГ" побывали на приемке городом новых автобусов частников.

На территории частной компании, одной из новых городских перевозчиков, выпустившей в рейс первые 15 автобусов, выстроились несколько десятков микроавтобусов "Форд", с другой - привычные москвичам "Лиазы". Все фирменного голубого цвета московского транспорта, с бегущими строками, низкопольные, с кондиционерами, видеокамерами и аккуратно одетыми водителями за рулем.

Напомню, Москва избавляется от "диких" автобусных перевозок, которые появились в начале 90-х, когда общественный транспорт не справлялся со своими функциями. Предприниматели, занявшие освободившуюся нишу, на первое место поставили прибыль, а комфорт и безопасность пассажиров - на последнее. Спустя 20 лет столичные власти ликвидировали маршруты, которые дублировали аналогичные городские, и разыграли их на конкурсах. Так в Москве оказалось 9 городских перевозчиков, задача которых - работать по единым правилам и единым билетам, возить бесплатно льготников и ходить строго по расписанию. Пассажиру же, как известно, совершенно все равно, кому принадлежит автобус - городу или частнику.

Заммэра по вопросам транспорта Максим Ликсутов уверен: слово "маршрутка" скоро вообще выйдет из обихода москвичей. И в самом деле, ну какая это маршрутка - новенький синий автобус, такой же комфортный, как и весь подвижной состав "Мосгортранса"? А что же водители, смогут уйти от привычки собирать всю дорогу деньги, слушать шансон и курить, проскакивая остановки?

"Все наши службы ориентированы на то, чтобы водители исполняли свой долг перед пассажирами", - от волнения немного высокопарно говорит Дмитрий Титов, руководитель компании, нового городского перевозчика. Для этого водителям устроили тренинги. А еще всех тщательно проверили правоохранительные органы. Не говоря уж о том, что за всем маршрутом следит спутниковая навигация - автобусы имеют внутреннее и наружное видеонаблюдение, данные которой отслеживаются в правительстве Москвы, в случае нарушения правил - штраф.

По словам Мурата Султанова, гендиректора второй компании, чьи автобусы тоже начали перевозить пассажиров, проблем с подбором водителей не было, на рынке много профессионалов, которые предпочитают стабильный заработок и готовы работать по новым стандартам.

- Я обкатывал свой маршрут несколько дней, - рассказал "РГ" Алексей Гурьянов, водитель большого ЛИАЗа, который теперь ходит под номером 309, - раньше работал в системе "Мосгортранса", потом ушел в частные перевозки. Сейчас вернулся, система социальных перевозок мне ближе.

Пожалуй, единственное отличие от большинства мосгортрансовских маршрутов - отсутствие турникетов. Ставить ли их, решать компаниям, но ни Титов, ни Муратов не ставят. О желании обойтись валидаторами даже в больших автобусах заявила и компания, выигравшая 170 маршрутов. Первые три экспериментальных маршрута с прошлого года работают тоже без турникетов.

По словам Сергея Дьякова, руководителя "Организатора перевозок", который курирует реформу наземного транспорта, после этого в Москве останутся частные автобусы, работающие по старым схемам, но только на окраинах города. Это будут только межсубъектные автобусы, курсирующие между столицей и областью. Не исключено, что в будущем, если между городом и Подмосковьем будет достигнуто соглашение, их также выставят на конкурс.

Максим Ликсутов уверен: слово "маршрутка" скоро вообще выйдет из обихода москвичей

По мнению Александра Морозова, сопредседателя общественного объединения "Город и транспорт", реформа маршруток, во-первых, позволит пассажирам избегать переплат - здесь будут действовать все билеты города, и в выигрыше окажутся не только льготники, но и, например, пользователи "единых" билетов, которые уже оплатили свой проезд заранее, или "90 минут", позволяющие существенно экономить. А главное, все пассажиры получат возможность уехать с промежуточных остановок, которые старые маршрутки в час пик пролетают, потому что забиты, а в остальное время они тут просто не ходят, потому что это невыгодно.

Кстати

В центре Москвы троллейбусы заменили автобусами. Причиной этого является то, что в ходе реконструкции по программе "Моя улица" троллейбусную сеть в пределах Садового кольца снимают. Как рассказали "РГ" в пресс-службе "Мосгортранса", изменения коснулись троллейбусов N 1 (Больница им. Боткина - ст. м. "Нагатинская"), вместо него теперь ходит автобус Т1, N 2 (Фили - ст. м. "Китай-город") - автобус Т2, N 9 (Гостиница "Останкино" - Лубянская площадь) - автобус Т9, N 15 (ст. м. "ВДНХ" - Лужнецкий пр.) - автобус Т1, N 31 (Стадион Лужники - Трубная площадь) - автобус Т31, N 44 (Парк Победы - Александровский сад) - автобус Т2. В пресс-службе отметили, что транспорт теперь должен ходить чаще: 64 троллейбуса заменили 74 автобусами. Всех "рогатых" же отправили на усиление маршрутов в других районах.

Кроме того, укорочен 12-й троллейбус - раньше он ходил от института Гидропроект до Китай-города, теперь доходит только до Белорусского вокзала, где можно пересесть на работавший раннее автобус 12ц. Троллейбус N 33, заканчивавший маршрут у Китай-города, теперь доходит только до кинотеатра "Ударник", но чтобы доехать дальше, можно пересесть на полуэкспресс N 144ц , маршрут которого, наоборот, продлили до Китай-города.