В России выросло потребление легального контента в интернете

Половина российских семей будет платить за легальный контент в Интернете к 2025 году. Такой прогноз дает экспертное сообщество.

Однако правообладатели до сих пор теряют средства из-за деятельности "пиратов". Возможные способы снижения доступности пиратского контента обсудили вчера на Медиакоммуникационном форуме-2016.

"После вступления в силу антипиратского законодательства отрасль правообладателей консолидировалась, и потребление легального контента - фильмов, книг в Сети, действительно, возросло, - подтвердил заместитель начальника управления Роскомнадзора Евгений Зайцев. - А возможность пожизненной блокировки привела к тому, что посещаемость пиратских ресурсов сильно сократилась. Например, сейчас посещаемость торрента Rutracker из России составляет всего 250 тысяч пользователей, в то время как до блокировки посещаемость составляла 1,2 миллиона человек".

Одной из основных проблем остается низкий уровень осведомленности интернет-пользователей о наличии легального контента в Рунете. Люди не всегда понимают, какой продукт они используют, для них на первом месте пока стоит удобство потребления, а не легальность.

И, конечно, по мнению экспертов рынка, играет роль относительно высокая плата за доступ к легальному видео. Но за последние годы появилось больше вариантов платной подписки и снизились цены.

"Несмотря на это, небольшое число интернет-пользователей все равно никогда не будет платить за контент. По нашим оценкам, таких пользователей около 4 процентов", - отметил эксперт Российской ассоциации электронных коммуникаций Максим Бобкин.

Впрочем, правообладатели несут убытки не только из-за "пиратов", но и из-за блокираторов рекламы, которые сегодня все активнее применяют интернет-пользователи.

"Люди устали от засилья рекламы, это привело к массовой разработке и распространению программного обеспечения для блокировки рекламы в любом виде: видеороликов, всплывающих окон и так далее, - рассказал управляющий директор Finam Global Александр Михеев. - Сейчас по всему миру около 200 миллионов человек, у которых установлены блокираторы рекламы. Тенденция переходит и на мобильные устройства". По оценкам экспертов, ущерб от блокировки рекламы для онлайн-издателей по итогам 2015 года составил 21,8 миллиарда долларов.

По мнению управляющего директора Finam Global Александра Михеева, бороться с этой технологией бессмысленно, но можно использовать ее против "пиратов", лишая их доходов, определяя и блокируя рекламные блоки на пиратских ресурсах.

Лишение "пиратов" доходов становится сегодня одной из главных задач для правообладателей. "С началом работы закона о пожизненной блокировке пиратских ресурсов количество рекламы на них сильно сократилось, но наша задача лишить нелегальные ресурсы любых доходов, в том числе связи с платежными сервисами", - заявил генеральный директор ассоциации "Интернет-видео" Алексей Бырдин. По его словам, второй важной инициативой остается законопроект о блокировке "зеркал" - ресурсов, которые копируют сайты, заблокированные по решению суда.

"Законопроект уже прошел первые обсуждения в Роскомнадзоре и Минкомсвязи России и в ближайшее время может быть вынесен на общественное обсуждение", - отметил Алексей Бырдин.