Восхождение для академика РАХ Белюкина было трудным, как и для всех, впервые идущих к Вершине. На половине пути уже не было сил, не хватало воздуха, не слушались ноги.
- Нас, замерзавших, спасли случайные монахи. Мы ночевали в храме, а с утра уже были у Креста, - вспоминает художник.
Поднимались паломники, видимо, по "Тропинке в горах" (палящее солнце на полотне раскалило ее камни), чтобы увидеть полную воздуха и облаков под ногами "Панораму Афона с вершины Святой горы", украшение выставки.
Дмитрий Белюкин никогда не пишет картин по фото, как иные художники, он насыщает красками и оттенками только увиденное собственными глазами. Вот катер "Панагия" подошел к берегу, Дмитрий набросал облака, склоны, и этюд стал полноценным холстом "Приближение к Иверону": небо, вершина, стены в дымке. Стояло солнце, когда приблизились к Пантократору, туман рассеялся, и смотреть на храмы без прищура было уже больно глазам. Так же, как сейчас нам на картину с монастырем.
Самый первый взгляд на натуру для Белюкина всегда главный.
- Он особым образом поворачивает кисть, видно, это энергия святого места, - говорит художник, 7 раз бывавший на Афоне, путешественник по монастырям России и Святой земли. - Тебе будто сама Богородица помогает, раз с кисточкой стараешься. Энергия святого места вдохновила Дмитрия сделать к самой выставке 7 новых работ, последнюю, "Панораму восточного побережья Афона с монастырем Ставроникита и кельями", он закончил чуть ли не в ночь перед вернисажем.
Святыни Синая, монастыри Афона, Валаам - это сюжеты, относящиеся, как ни странно, к современности, ведь все пейзажи сегодняшние. Белюкин любит сопоставлять времена, а уж старую Россию знает в деталях обычаев и интерьеров и умеет придать этим деталям второе звучание, порой щемящее (вспомним его "Белую Россию. Исход"). И потому органичной частью выставки смотрятся работы постоянной экспозиции - виды Кремля, Пушкин, охтенки с кувшинами, Михайловское.
Вот блещущий ложами театр, а там и главный герой: заправленные панталоны, узкий фрак, стоячий воротник уперся в щеки. А под картиной: "Все хлопает. Онегин входит, идет меж кресел по ногам..." и дальше все в классических рамах и цветах и с неизменными строфами из романа, который Белюкин знает, кажется, наизусть.
На выставке присутствует один важный почетный гость, несколько дней назад представленный публике, - фолиант "Дмитрий Белюкин", посвященный 35-летию живописной работы художника. В нем Афон, Иерусалим, Херсонес, Пушкин, выезд кавалергардов на позицию под Бородино.
По словам издателей (ИД "PrePress International"), не было у них автора требовательней: Дмитрий просил доработать цвет то афонского неба, то оклада Вратарницы, не был доволен ни итальянской полиграфией, ни чешской. И альбом вышел в лучшей рижской типографии (во главе с русским печатником Анатолием Махловым), и палитру Белюкина на его страницах не отличишь от той, что видишь рядом на картинах.
Белюкин - очень русский художник. Воспитанный на классической школе, он сам творит для нас классику. Но выставки сегодня редки, а вот альбом, собравший 700 работ, да еще, наконец, любовно и правильно напечатанных, останется для ценителей искусства. В нем - наша Родина, и с большой, и с маленькой буквы.