Арестованные во Флориде в сентябре 1998 года, через 17 месяцев содержания в одиночных камерах они предстали перед судом. Хотя целью внедренных в кубинскую диаспору во Флориде офицеров было предотвращение терактов на Кубе, главным обвинением на суде стала "конспирологическая деятельность в целях шпионажа" - потому что такая формулировка позволяла ограничить доступ к материалам дела и не требовала вещественных доказательств. При этом в ходе расследования всем стало ясно, что шпионажа как такового не было, как и никакой угрозы для нацбезопасности.
Суд неправедный длился больше четырех месяцев. Всем пятерым дали по совокупности максимально возможные сроки по 26 пунктам обвинения. Двое кубинских офицеров Антонио Герреро и Рамон Лабаньино были приговорены к пожизненному заключению. Главе сети нелегалов в Майами Херардо Эрнандесу присудили сразу два пожизненных срока плюс 15 лет. Фернандо Гонсалесу судья назначил 19 лет тюрьмы, Рене Гонсалесу - 15...
- Ранним утром 12 сентября 1998 года нас арестовали во Флориде, спецслужбы США предприняли для этого специальную операцию, задействовав спецназ, - вспоминает Херардо Эрнандес, бритый наголо и с небольшой бородкой, похожий на Брюса Уиллиса. - Арестовали десять человек. Пятеро из задержанных согласились сотрудничать со следствием, а мы впятером отказались, после чего американские власти стали раскручивать дело против нас. Во время следствия нас посадили в штрафные изоляторы, так называемые "дыры", вначале на шесть месяцев, а потом еще на 11. В итоге мы просидели в одиночках до суда.
- Почему вам дали сразу два пожизненных срока?
- Меня обвинили в соучастии в умышленном убийстве четверых членов организации Hermanos al Rescate, состоящего из кубинских иммигрантов, работающих против Гаваны. Самолет с этими агентами был сбит в воздушном пространстве Кубы в 1996 году.
Пятерых кубинцев раскидали по разным тюрьмам США. Эрнандес, например, отбывал срок в Калифорнии.
- За те 16 лет и три месяца, что я провел в тюрьме, пришлось увидеть многое, тем более что нас отправили в самые плохие пенитенциарные заведения страны. Видел, как и мои товарищи, убийства, самоубийства, смерть от передозировки наркотиков. Больше 20 месяцев провел в карцере, хотя никаких нарушений режима с моей стороны не было, - рассказывает Эрнандес.
Свиданий с родственниками им практически не разрешали. Адриана Перес О Коннор, жена Эрнандеса, на свой страх и риск в 2001 году получила американскую визу и въехала в США, однако была задержана ФБР и после 11-часового допроса выслана. Правда, матери Эрнандеса несколько раз все же удалось приехать повидать сына. Но потом она заболела и скончалась, пока он был в тюрьме.
В то время, пока "кубинская пятерка" отбывала сроки, в мире расширялось движение в ее поддержку. Факты нарушения в ходе судебного процесса признали Совет по правам человека ООН и "Международная амнистия". Госдума РФ в 2007 году обратилась к Конгрессу США с призывом пересмотреть дело "пятерки". "Если бы не международная поддержка, нам было бы в тюрьме намного сложнее, - сказал Херардо Эрнандес. - В экстремальной ситуации надо откуда-то черпать силы. Таким источником стало осознание, что тысячи людей по всему миру помнят о нас и стараются облегчить нашу участь". 11 мая "кубинская пятерка" встретилась со спикером Госдумы Сергеем Нарышкиным.