Соотечественники часто спрашивают меня: чем японский автозавод отличается от нашего, в чем секрет успеха японцев? И, отвечая на эти вопросы, я начинаю не с различий, а со сходства.
Попадая на головное предприятие концерна "Тойота" в Нагое, я каждый раз как будто возвращаюсь в советские времена. В цехах бросаются в глаза доски почета. На каждой из них - портреты передовиков труда, результаты внедренных новаторами рацпредложений, переходящие вымпелы цехов, бригад, участков.
Во всем этом чувствуется стремление создать для тружеников не только материальные, но и моральные стимулы, то есть утвердить такие понятия, как трудовая честь коллектива, вызвать у людей чувство причастности к успеху предприятия.
Все это поначалу рождает желание назвать Японию самой социалистической из капиталистических государств. Однако за внешним сходством кроется и глубинное различие. Стахановское движение, рекорды ударников пятилеток неизменно делали упор на количественные показатели. Но в Советском Союзе не было традиции возвеличивать и по достоинству вознаграждать профессиональное мастерство, воспитывать у людей гордость за качество своего труда.
В Японии же еще с феодальных времен каждое мастерство имеет своих кумиров. Это так называемые "живые национальные сокровища". Будь то кузнецы, кующие клинки для самурайских мечей, или вышивальщицы по шелку.
Понятие трудовой славы имеет и в Японии XXI века вполне конкретное содержание. Отраслевые конкурсы профессионального мастерства проходят ежегодно и широко освещаются средствами массовой информации. Все знают, кто в стране самый искусный повар, кто лучший плотник, каменщик, сварщик, кто лучшая медсестра.
Спрос на победителей всеяпонских конкурсов профессионального мастерства неизменно растет. Для престижа фирмы важно иметь в ее штате чемпиона страны по профильной специальности. За ними конкуренты охотятся, словно спортивные клубы за титулованными игроками.
Появились специализированные профтехучилища, напоминающие по своим задачам школы Олимпийского резерва. Будущие чемпионы проходят там спецподготовку. А потом в тех же классах повышают квалификацию молодые рабочие, медалисты же становятся их преподавателями.
Можно сказать, что японский автопром с рождения привык делать упор на качественные показатели труда. Когда-то американец Генри Форд стал основоположником массового производства, впервые поставил его на конвейер. Он разделил сборку автомобиля на цепь простых операций, которым можно быстро обучить кого угодно. Так что квалификация как бы утратила цену, а труд - творческий характер. Чарли Чаплин саркастически изобразил это в своем известном фильме "Новые времена".
Другой американец - Эдвард Деминг - предложил контролировать качество не на конечном продукте, а на каждой стадии производства. В США эту идею проигнорировали. Зато "Тойота" и другие японские автомобилестроители осуществили ее в виде так называемой "системы ККК" - "кружков контроля качества".
Их деятельность основана на том, что производство и контроль за качеством не должны быть разделены, а тем более противопоставлены друг другу. Дело не в том, чтобы выявить и наказать бракодела, главное - своевременно понять причины, вызывающие возможный брак.
Теперь кружки контроля качества трансформировались в систему "полного производственного обслуживания" (ППО). Согласно ей уход за оборудованием полностью передоверяется тем, кто на нем работает. Вместо наладчиков проверкой оборудования между сменами занимаются отработавшая и заступившая бригады.
На предприятиях, внедривших систему ППО, производительность труда почти удваивается. Себестоимость снижается на треть. Количество рацпредложений увеличивается. Главное же - в корне меняется сознание людей, у которых обостряется ответственность за качество выпускаемой продукции.