12.05.2016 12:06
    Поделиться

    Дружба между РФ и Азербайджаном способствует развитию экономики

    Относительно небольшие объемы товарооборота России и Азербайджана (исторический максимум, достигнутый в 2014 году, равнялся $4 млрд), в сравнении с товарными потоками между РФ и государствами ЕАЭС, не должны вводить в заблуждение. Объем ВВП Азербайджана - $167 млрд. (данные Всемирного Банка 2014 года по паритету покупательной способности) чуть ниже объема экономики Беллоруссии ($172 млрд.), важнейшего партнера России по ЕАЭС и Союзному государству.

    Москва не просто ценит сотрудничество с Баку, но и планирует совместные проекты на самом высоком уровне. В данном случае локальные масштабы азербайджанской экономики компенсирует фактор ее недавнего интенсивного роста, наиболее высокого в регионе Европы и СНГ, и сохраняющейся способности преодолевать кризисы даже в условиях крутого пике стоимости нефти.

    Торгово-экономические отношения России и Азербайджана традиционно развиваются в четырех сферах.

    Во-первых, это совместные проекты по добыче и транспортировке в нефтегазовой отрасли. В частности: участие "Лукойла" в проекте "Шах-Дениз" и "Баку-Тбилиси-Эрзурум", совместное трейдинговое предприятие "Роснефти" и SOCAR, сотрудничество SOCAR и "Газпрома" по обеспечению газовых балансов. Учитывая, что данные проекты наиболее финансово емкие, к ним соответственно приковано большее внимание.

    Вторая сфера - поток взаимных инвестиций на уровне малого и среднего бизнеса (домашних хозяйств), обычно отражаемый статистикой ЦБ России. В частности, по итогам 2015 года в Россию из Азербайджана было перечислено малых частных инвестиций и денежных переводов на $257 млн., из России в Азербайджан - $826 млн. (в разные годы этот показатель варьировался от 1,5% до 2% ВВП Азербайджана).

    Далее - сфера взаимной торговли. Основной интерес здесь представляет объем и ассортимент агропромышленного импорта в РФ, а также номенклатура машиностроительного экспорта из РФ в Азербайджан (наиболее показательный пример в этой сфере - крупные поставки вагонов разного типа корпорации "Уралвагонзавод").

    И наконец, взаимные частно-государственные инвестиции в совместные промышленные и инфраструктурные проекты. В этот разряд попадает сотрудничество в электроэнергетической сфере, то есть осуществление отраслевой интеграции в рамках модели "параллельных" энергосистем.

    Учитывая глобальную экономическую конъюнктуру и долгосрочные политические тренды, не трудно предположить, что кооперация на уровне промышленной (не нефтянной) экономики между Россией и Азербайджаном будет заметно усиливаться. Таким образом, эта сфера в контексте двусторонних отношений потребует от правительства двух стран отдельного внимания.

    В ходе недавнего визита в Баку премьер-министра России Дмитрия Медведева обсуждалось сотрудничество с Азербайджаном по такому важнейшему направлению, как фармацевтика. Несколько российских компаний из Санкт-Петербурга и Уральского региона готовы осуществить высокотехнологичные проекты по созданию в Азербайджане фармакологического кластера. Новая отрасль даст двойной эффект: во-первых, позволит России на практике экспортировать свои технологии в регион Южного Кавказа, во-вторых, на азербайджанском рынке появятся лекарства хорошего качества, которые будут приобретаться гражданами и закупаться государством на национальную валюту, не тратя валютные средства. Будущее двусторонних отношений именно за такими совместными высокотехнологичными предприятиями в рамках модели внешнего импортозамещения. Причем, в этих проектах, весьма вероятно, будут участвовать и третьи страны, в частности, Иран, с которым связаны перспективы трансрегионального развития. В конце апреля Азербайджанская инвестиционная компания (АИК), ООО Azersun Holding и иранская Darou Pakhsh подписали соглашение о производстве фармацевтической продукции на территории Сумгаитского химико-промышленный парка.

    Сотрудничество с Ираном становится одним из приоритетов России и Азербайджана. Важнейшим проектом, фундирующими трехстороннее экономическое взаимодействие, стала система железнодорожных магистралей "Север-Юг". По словам Дмитрия Медведева, "это большой и сложный проект, но если он получится, то сможет дать серьезный общий эффект для наших экономик".

    Баку вносит серьезнейший вклад в этот проект не только развитием собственных коммуникаций и обновлением вагонного парка, но и тем, что согласился предоставить Ирану кредит в размере $500 миллионов для финансирования строительства иранского участка железной дороги Решт-Астара (строительство приграничной железной дороги Решт-Астара (Азербайджан) требует около миллиарда долларов инвестиций). К настоящему моменту Иран на 92 процента завершил работы по созданию инфраструктуры на внутрииранском участке Казвин-Решт. На данном участке осталось уложить рельсы, и к концу 2016 года, ожидается его полная готовность. В конце апреля состоялась закладка моста через реку Астара на границе двух стран, Азербайджан также планирует завершить строительство моста до конца года.  Таким образом, железнодорожные и автомобильные коммуникации по линии меридиана север-юг создадут полноценный "коридор экономического развития", послужат импульсом для многостороннего государственного и частного бизнеса.

    Поделиться