Международная группа ученых выявила 74 области в ДНК, которые влияют на успеваемость детей при обучении в школе и в университете. Как сообщает РИА Новости, сделать такое открытие специалисты смогли после масштабного изучения мелких мутаций в геномах разных людей. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature.
Более двух сотен ведущих генетиков мира уже несколько лет анализируют информацию, собранную проектом "1000 геномов" и другими международными базами биоданных. Всего ученые проанализировали более 300 тысяч геномов, принадлежавших жителям 15 разных стран. Чтобы найти изменения, влияющие на склонность к учебе и науке, они сравнили примерно 9 миллионов мелких мутаций.
В итоге исследователи выделили 74 участка ДНК, разные версии которых могли положительно или отрицательно влиять на способность к обучению. Однако эти области генома по отдельности имеют достаточно слабый эффект.
Если взять самый "влиятельный" участок ДНК, то различия между его отсутствием и двойным наличием будут заключаться в девяти неделях учебы. То есть, люди без этой мутации могут нагнать везунчиков с "хорошей" генетикой примерно за два месяца дополнительных занятий.
- На успехи в учебе влияют и гены, и окружающая среда. Те вариации в ДНК, которые мы нашли, отвечают лишь за небольшие различия в успеваемости. В среднем, это примерно 0,43-1 процента от общего уровня различий, - говорит Дэниел Бенджамин из университета южной Калифорнии в Лос-Анджелесе. - Так что не надо называть их "генами образования": в нашей ДНК содержатся сотни тысяч, если не миллионы таких участков.
Весь секрет в том, что эти "не-гены образования" берут не качеством, а количеством. Их дальнейший поиск и изучение помогут понять, насколько успехи человека зависят от его наследственности, воспитания и социальной среды.