На выезде из города слева от Макарьевской дамбы хорошо видны затопленные недостроенные таунхаусы, вокруг которых вода разметала стройматериалы. Они лучше всего иллюстрируют, до чего неготовыми оказались кировчане к нынешнему аномальному паводку.
- Кто ж додумался здесь, на заливных лугах, новые дома строить? - удивляются водители.
Районы Вересников, Красной звезды, Дымкова, деревообрабатывающего комбината после ухода воды являют собой зрелище еще более жалкое, чем когда она прибывала. Тогда превратившиеся в одночасье в "вятскую Венецию" микрорайоны овевал некий романтический ореол. Это если смотреть с высокого берега, откуда прогуливающиеся прохожие спешили сделать редкие селфи на фоне невероятного разлива. И совсем другой взгляд был у местных жителей, с ужасом ожидавших самого страшного - когда Вятка, не удовольствовавшись затопленными дворами, машинами и дорогами, войдет в дома.
Опасения подтвердились - разлившаяся река затопила около 300 домов. Но еще раньше она отрезала их жителей от большой земли, превратив каждый дом в остров, окруженный плавающими деревянными тротуарами. На островках стояли ошарашенные люди и махали рукой полицейским, которые, как Дед Мазай, подбирали и отвозили на сушу тех, к чьим домам еще можно было подобраться. Только не на лодке, а на заливаемом водой "уазике".
Это, пожалуй, главный вопрос, который задавали люди. Причем забыли, похоже, в буквальном смысле. Дело в том, что жизнь на затапливаемой территории имеет свои особенности. В случае сильного наводнения, когда есть угроза затопления первых этажей, мебель в квартирах ставят на специальные подпорки или даже затаскивают на чердак, а люди на время половодья перебираются к родственникам или знакомым в соседние дома или в "город" (кстати, до центральной части которого на высоком берегу - меньше километра).
Но самое главное, перед каждым половодьем здесь начинался глобальный ремонт деревянных тротуаров. Их соединяли друг с другом, трапы, всплывая по мере подъема воды, образовывали непрерывную сеть переходов между домами с выходом на сушу.
Корреспондент "РГ" сам прожил в свое время на улице Ключевой семь лет, где наблюдал аналогичный паводок 1993 года. И может с полной уверенностью подтвердить слова местных жителей о том, что так делалось каждую весну, вне зависимости от того, какой уровень воды обещали метеорологи.
На сей раз этого сделано не было. Почему - никакого ответа власти не дали до сих пор. По мнению самих жителей микрорайонов, оказавшихся под водой, самое правдоподобное объяснение - после последнего подобного паводка 1993 года в городе сменилось столько властей, что новые просто не знали о "поплавочной" технологии. А деревянные микрорайоны, где живет людей меньше, чем в одном квартале многоэтажек, вряд ли стоили "высокого" внимания.
Правда, когда стало ясно, что вода вот-вот окажется уже в домах, на борьбу со стихией были брошены все возможные силы и предприняты все возможные меры. Иногда и бесполезные, как, например, строительство мостков по высокой воде - видимо, кто-то подсказал, но уже было поздно. Тем не менее власти ввели режим ЧС, появились различные дежурные. Управление гражданской защиты и МЧС организовали вывоз людей с затопленных территорий на лодках, а для жителей затопленных домов организовали пункты временного размещения с бесплатной едой. Для тех, кто остался в домах, организовали подвоз в затопленные микрорайоны питьевой воды. До которой, кстати, людям тоже еще нужно было добраться, преодолев воду речную. Как говорят жители затопленных домов, часто выручали соседи, у которых есть резиновые лодки, - в этих микрорайонах полно рыбаков.
Дальше пошли меры уже совсем чрезвычайные. Когда стало ясно, что вода грозит электро- и газовым коммуникациям с соответствующими последствиями, в ряде домов отключили и газ, и свет, после чего жизнь там стала совсем невозможна. Хотя жить там к тому времени было уже просто опасно и по той причине, что на первом этаже банально можно было утонуть. По этому поводу даже вспомнили самое сильное в истории наводнение 1979 года, когда якобы в одном из домов утонули старики, которые не могли встать с постели. Но официального подтверждения этому за давностью лет нет.
Зато в нынешнем году есть одна реальная жертва наводнения. 28 апреля сотрудники МЧС, патрулировавшие улицу Ключевую, обнаружили в воде тело 58-летней женщины. По поводу чего региональное СУ СКР начало доследственную проверку. Как показала судебно-медицинская экспертиза, смерть наступила в результате асфиксии от перекрытия органов дыхания водой. Проще говоря, женщина утонула.
Правда, как говорят соседи погибшей, женщина злоупотребляла спиртными напитками, а перед этим они видели ее пьяной. Но тем не менее...
Большой неожиданностью для властей стал прорыв дамбы под железнодорожным полотном, после чего в микрорайон Красный Химик, где находятся многоэтажки, из заливных лугов хлынула вода. Неожиданной оказалась и реакция властей: сначала МЧС опровергло эту информацию, объяснив, что под железнодорожным полотном имеется "специальное переливное сооружение в виде горизонтальной трубы и водоприемного вертикального колодца. Из-за подъема уровня воды в реке Вятка произошло частичное затопление заливных лугов. Но все продумано так, чтобы к домам вода не шла". Но потом на заделку "пробоины" были брошены серьезные силы. Ситуация, которую городские власти поначалу сочли "несложной", за сутки, по словам чиновников, превратилась в одну из главных проблем.
Словом, практически все приходилось делать на ходу. Но, как ни парадоксально, самое сложное начинается, возможно, именно сейчас, когда вода уходит из микрорайонов и домов, оставляя за собой кучу проблем. Начиная со слоя мусора, который принесла вода, и заканчивая ремонтом квартир. Сбор мусора во избежание антисанитарии власти уже начали. С ремонтом - сложнее. Пока городские власти пообещали, несмотря на окончание отопительного сезона в Кирове, не отключать тепло в затопленных домах для их просушки. Но уже сейчас ясно, что ремонт потребует немалых денег. Не исключено, что где-то вода могла даже подмыть старый фундамент. Как сообщили в пресс-службе мэрии, это будут изучать специалисты. Ремонт в самих квартирах, судя по всему, жильцам придется делать за свой счет.
Еще один денежный вопрос - кто компенсирует жителям затопленных микрорайонов ущерб от допотопного бездействия властей, забывших навести плавающие тротуары? Из-за чего сотни людей в течение нескольких дней не могли попасть на работу и учебу.
Кстати
Об учебе: станет ли нынешнее половодье наукой для городских властей? Как показывают наблюдения, нередко высокие весенние паводки идут по годам парами, друг за другом. Поэтому нельзя исключать аналогичного подъема Вятки и следующей весной. Один из местных телеканалов показал забавный сюжет о том, как городские чиновники в костюмах и галстуках на высоком "пазике", превращенном в штаб со столом посреди салона, объезжают затопленные улицы, чтобы осмотреть масштаб разрушений и провести ревизию - что еще нужно сделать. Местами автобус едет по воде, а вслед чиновникам смотрят местные жители, пробирающиеся также по воде в сапогах - мостков так и нет. Но сверху, видимо, все-таки виднее...