Эксперты выделяют несколько факторов, препятствующих кредитованию "малышей". По словам директора департамента структурного финансирования МСП Банка Виктора Киселева, в период кризиса крупные банки зачастую перестают кредитовать малый и средний бизнес и переключаются на более крупных заемщиков. При этом средним и небольшим банкам не хватает ликвидности, чтобы обеспечить сектор МСП финансами.
Кроме того, бизнес-сообщество продолжает пожинать "плоды" скачка ключевой ставки ЦБ РФ до 17 процентов в конце 2014 года. На рубеже позапрошлого и прошлого годов кредитные ставки в банках, работающих в Северо-Западном федеральном округе, выросли с 12-15 до 25-30 процентов. Сейчас ключевая ставка зафиксировалась на уровне 11 процентов. Однако стоимость банковских денег для предпринимателей снизилась не так значительно - примерно до 20-22 процентов годовых.
- Эта ставка все равно запредельно высока, - считает калининградский бизнес-омбудсмен Георгий Дыханов. - У предпринимателя, кроме обслуживания кредита, есть еще и другие платежи. И доходность бизнеса должна быть не меньше 32 процентов, чтобы он мог платить банку 22 процента годовых. Ни в одном легальном секторе экономики в Калининградской области нет такой рентабельности. Добавьте к этому снижение платежеспособного спроса, которое напрямую влияет на самочувствие малого бизнеса. В Калининградской области есть и третий момент, из-за которого снижаются объемы кредитования МСП. 1 апреля 2016 года несколько сотен предприятий региона лишились таможенных и налоговых преференций. Предприниматели брали меньше кредитов, поскольку не были уверены в завтрашнем дне.
Еще один фактор характерен для небольших субъектов Северо-Западного федерального округа - здесь практически нет региональных банков. К примеру, в Калининградской области работает более 20 финансовых учреждений, из которых только одно условно можно назвать местным. Остальные - филиалы крупных банков из других субъектов РФ. Мало региональных кредиторов в Новгородской, Архангельской, Мурманской областях.
- Сотрудники филиалов действуют в рамках инструкций, разработанных в головных офисах. Зачастую в этих инструкциях прописаны жесткие требования к заемщикам, которые субъектам малого и среднего бизнеса сложно выполнить, - продолжает Георгий Дыханов. - У предпринимателей не получается договориться с руководителями филиалов об особых условиях кредитования, ведь все инструменты работы с бизнесом определяются в других субъектах РФ.
Корреспондент "РГ" поговорила с несколькими руководителями калининградских малых и средних компаний, и они подтвердили наблюдения бизнес-омбудсмена.
- Я обслуживаюсь в банке, который раньше был исключительно калининградским, а теперь относится к другому региону. Даже в кризис 2009 года, когда у компании были сложности со сбытом, я мог напрямую договориться с руководством финансового учреждения о кредите на пополнение оборотных средств. Сейчас у нас нормальный уровень рентабельности, сотрудники и я получаем белые зарплаты выше средних по региону. Однако мне пришлось брать потребительский кредит, чтобы завершить одну важную сделку, поскольку несколько банков отказали в деньгах компании, - приводит пример один из предпринимателей.
Впрочем, уровень кредитования падает не только из-за действий банков. Как считает доцент кафедры экономической теории и прикладной экономики Северо-Западного института управления РАНХиГС Александр Уваров, одна из главных причин - сокращение потребностей малого и среднего бизнеса в финансах.
- В нашей стране сегмент МСП представлен небольшими производствами и предприятиями сферы услуг, ориентированными в основном на внутренний рынок, - комментирует корреспонденту "Российской газеты" ситуацию Александр Уваров. - Покупательная способность россиян сокращается. Соответственно, субъекты МСП отказываются от проектов по расширению бизнеса, кто-то, не выдержав падения спроса, закрывается. Особенно заметна эта тенденция в Санкт-Петербурге, где до текущего кризиса наблюдалось перенасыщение рынка услуг.
В последний год на федеральном уровне предпринимаются заметные шаги, чтобы сделать кредитные ресурсы для МСП более доступными. Это и создание корпорации МСП, и "Программа 6,5", в рамках которой ЦБ кредитует уполномоченные банки под 6,5 процента. При этом маржа для выдачи кредита малому бизнесу ограничивается четырьмя процентами, среднему бизнесу - тремя дополнительными процентными пунктами. Корпорация МСП добавляет 0,5 процента за свое поручительство, а бизнес таким образом может получить займ под 10-11 процентов. Как сообщил первый зампред ЦБ Дмитрий Тулин, Центробанк готов увеличить финансирование программы с 50 миллиардов до 100 миллиардов рублей. Сейчас лимит выбран больше чем на 90 процентов.
Кроме того, в субъектах СЗФО активизировались региональные фонды содействия кредитованию малого и среднего бизнеса. Где-то увеличивают максимальную сумму поручительства для субъектов МСП, где-то упрощают требования к претендентам на микрофинансовые займы и увеличивают бюджеты фондов.
- Меры государственной поддержки, возможно, сделают кредиты более доступными. Но они не будут эффективными, если основной объем финансирования получат предприниматели, поставляющие товары и услуги на внутренний рынок, где предложение сейчас превышает спрос, - считает Александр Уваров. - Как мне кажется, преимущество должны получить компании, работающие на экспорт. Это стимулирует предпринимателей производить продукцию, востребованную за границей, на емких рынках Африки, Юго-Восточной Азии, других государств. Благодаря дешевому рублю товары российских, в том числе северо-западных, производителей будут отличаться конкурентоспособной ценой. Для Санкт-Петербурга тенденция, когда малые и средние компании начинают ориентироваться на экспорт, пока нова. Будем надеяться, что экспортеров, благодаря которым российская экономика получит приток валюты, станет больше.
Александр Кайсаров, директор Центра инновационного предпринимательства Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге:
- Снижение темпов кредитования в кризис - это логичное явление. Малые и средние предприятия, столкнувшись с экономическими трудностями, не готовы нести кредитные финансовые риски. Кроме того, открытым остается вопрос доверия. Идут разговоры об очередных повышениях страховых взносов и налогового бремени для МСП, и это не стимулирует бизнес развиваться и брать кредиты.
Заметно, что в последнее время на федеральном и региональном уровнях стали больше внимания уделять программам кредитования малого и среднего бизнеса. Чиновники загорелись этой идеей, некоторые буквально "бегают" за предпринимателями, чтобы выдать им льготный кредит.
Но речь по большей части идет о краткосрочных займах на один-два года. А предприниматели нуждаются в "длинных" деньгах, предоставленных на несколько лет по фиксированной процентной ставке. Чтобы действительно поддержать сегмент МСП, федеральным и региональным фондам следует делать упор на долгосрочное кредитование.
С другой стороны, нет системного информирования предпринимателей о различных государственных мерах поддержки, в том числе кредитных. Необходимо наладить этот процесс как на федеральном, так и на региональном уровне. При этом обязательно сохранить для представителей МСП неизменные условия хозяйствования на несколько лет, чтобы повысить градус доверия бизнеса к государственным мерам поддержки.