В прежнее время казна доплачивала даже за самые популярные межрегиональные рейсы, связывающие окружной центр с Москвой и Тюменью. В этом году субсидии расписали на четыре таких маршрута. Сам Салехард еще в позапрошлом году исключен из списка, в нем теперь города Надым и Ноябрьск, а также Толька - село в граничащем с Красноярским краем Красноселькупском районе.
На отрезанную от мира Тольку обращу особое внимание. Живут в ней менее двух тысяч человек - треть населения района, площадь которого превышает территорию Челябинской области. Сухопутная дорога - времянка, зимник, он около трех месяцев в году соединяет село с бетонкой нефтегазопромыслового предприятия, по ней уже можно гарантированно добраться до большого тракта и ближайшего города. Есть река, да пассажирские катера не курсируют, поскольку на сотни километров окрест практически безлюдные места. Зато имеется аэропорт. Дважды в неделю вертолеты Ми-8 доставляют желающих в Новый Уренгой, Тарко-Сале и обратно. А 28 мая авиакомпания из Красноярска откроет регулярный самолетный рейс до Тюмени. Цена определена - 9 тысяч рублей. По свидетельству местных жителей, в сезон отпусков билеты на 44-местный Ан-24 лучше приобретать заранее - пассажиров предостаточно.
Районное село Красноселькуп с населением почти четыре тысячи человек также имеет аэропорт, но тот с 2012 года на реконструкции. Ожидалось, что ее удастся завершить к 2015-му, но срок продлен до 2018-го, с исполнителем заключен второй контракт. Его цена (без учета первоначальных затрат) составила 4,4 миллиарда рублей, что сопоставимо с ориентировочной стоимостью реконструкции челябинского аэропорта в предстоящие четыре года. Один только завоз стройматериалов в Красноселькуп по зимнику обходится в копеечку. Здесь строят новый аэровокзальный комплекс, вместо грунтовой взлетно-посадочной полосы - капитальную, которая должна принимать достаточно тяжелые, вместительные суда, плюс дополнительные вертолетные площадки. В завершение смонтируют навигационное оборудование. Пока Красноселькуп принимает лишь непритязательные Ми-8. Как и из Тольки, они летают в Новый Уренгой, Тарко-Сале.
- Воздушное сообщение с двумя упомянутыми селами входит в число 30 межмуниципальных маршрутов, субсидируемых из бюджета округа. Из них 21 круглогодичный, девять - временные, открываемые на период распутицы, - поясняет замдиректора профильного департамента правительства ЯНАО Марина Иванова.
К примеру, сейчас по подтаявшей ледовой переправе между городами Салехард и Лабытнанги, находящимися на противоположных берегах Оби, снуют бесколесные автобусы-вездеходы на воздушной подушке. С приходом ледохода, а его начала ожидают со дня на день, выручат винтокрылые машины. За 10-минутный перелет надо будет выложить 1050 рублей - всего треть "полноразмерной" стоимости.
Из окружного центра Ми-8 регулярно летают в поселения полуострова Ямал, поселки на побережьях морских заливов. До заполярного Яр-Сале, районного села, по прямой 190 километров. Согласно тарифному графику, с апреля билет для взрослого обходится в 4700 рублей. И тут потребитель оплачивает лишь треть. Так же "дешево" обойдется билет до Надыма - в 13 810 рублей. Ведь себестоимость, утверждают экономисты, превышает полсотни тысяч. От этой цифры оторопь берет - города-то разделяют всего триста километров. Однако, как выяснилось, маршрут "вертушки" зигзагообразный, протяженный, с посадками на пяти промежуточных площадках. Посему практичнее приобрести билет на часовой несубсидируемый перелет в чешском 19-местном самолете, заплатив около 12 тысяч рублей.
Конечно, это дорого, если сравнивать, допустим, с перелетом из Надыма в Тюмень за 7573 рубля (расстояние между ними 1000 километров) либо в Москву за 8873 рубля (2160 километров). На больших лайнерах, как известно, себестоимость перевозки в несколько раз меньше, чем на легкомоторных самолетах. Но не пускать же "Боинг" между двумя малыми и территориально относительно близкими друг к другу городами. И наземной альтернативы нет: Салехард с Надымом соединят всепогодной автотрассой вместо зимника через два-три года, не раньше, а сейчас, весной, движение по строящейся в болотистой тундре магистрали, разумеется, прекращено.
В прошлом году объем субсидий с учетом межрегиональных линий составил 619 миллионов рублей. Это на 166 тысяч пассажиров. Из них только четверть перевезена на межмуниципальных маршрутах. В 2016-м округ потратит 710 миллионов, в том числе 450 заплатит вертолетной компании. Прибавка не означает, что тарифы остались прежними - они увеличены на 8,5 процента: как заявлено, для компенсации перевозчикам возросших затрат на топливо, запчасти. Плюс к тому в бюджете заложен 121 миллион рублей (на 40 процентов больше, чем в предыдущем году) на субсидирование услуг аэропортов. К примеру, в салехардском, по услугам одном из самых дорогих в РФ, за тонну взлетной массы взимали 2800 рублей, а аэропортовский сбор составлял в цене билета около трети. Правительство округа снизило ставки налога для имущественных комплексов аэропортов, находящихся в распоряжении региона. Шаг вынужденный. В противном случае, по словам губернатора Дмитрия Кобылкина, летать сюда просто никто не захочет.
Чтобы полнее очертить объем вложений округа "в воздух", назову еще пару цифр: в нынешнем году на 1,14 миллиарда рублей просубсидируют затраты региональной авиакомпании на лизинг и еще около 600 миллионов направят на работу санитарной авиации.