12.05.2016 12:37
    Поделиться

    Сенат Бразилии поддержал импичмент президента страны Дилмы Руссефф

    Сенат Бразилии более чем двумя третями голосов объявил импичмент президенту Дилме Руссефф. Ранее верхняя палата парламента проголосовала за отстранение Руссефф от власти на период в 180 дней. За это время сенаторы совместно с представителями Верховного суда Бразилии будут обязаны в деталях рассмотреть каждый пункт обвинений, выдвинутых против президента, после чего должно состояться еще одно голосование. На фоне решения парламентариев в основных городах страны проходят массовые акции как сторонников, так и противников Руссефф, отмечены столкновения с силами правопорядка.

    Сама президент уже назвала произошедшее "переворотом", а себя - "жертвой юридического фарса", и объявила о роспуске правительства. Исполнять обязанности главы государства пока будет вице-президент Мишел Темер, он же сформирует новый кабмин.

    Несмотря на все проволочки в ходе работы спецкомиссии сената, а также возникавших задержек непосредственно в процессе рабочей сессии, итоги голосования не стали чем-то неожиданным. Противники Руссефф располагали необходимым количеством голосов задолго. Подавляющее большинство СМИ подавало информацию об импичменте как о вопросе решенном. Не будет преувеличением сказать, что ни один заголовок, не говоря уже о содержательной части новостей, не давали Дилме и единого шанса на спасение. Выступления сенаторов в защиту президента не вызывали в зале заседаний никаких эмоций - их коллеги из оппозиции продолжали вести беседы между собой, говорили по телефону, делали "селфи".

    Последним "гвоздем" в череду попыток защитников главы государства остановить импичмент стало решение одного из членов Верховного суда, Теори Заваски, отклонившего сегодня петицию адвоката Руссефф о приостановке всего процесса. Адвокат Жозе Кардозу, отстаивавший интересы президента в обеих палатах парламента, в документе указывал на то, что вся процедура вынесения вотума недоверия изначально сопровождалась нарушениями.

    Ключевым аргументом, по мнению Кардозу, являлось то, что главный суд страны ранее отстранил от должности Эдуардо Кунью (бывший спикер нижней палаты парламента Бразилии - прим. "РГ"), который своим решением дал ход импичменту. Это единогласное решение коллегии Верховного суда базировалось, в частности, на обвинениях в превышении им служебных полномочий. Но Теори Заваски посчитал иначе и заключил, что "вопрос о приостановке процедуры импичмента лежит в плоскости полномочий законодательной власти и не может быть решен в судебном порядке", а любое вмешательство в работу парламента со стороны суда "будет идти в разрез с конституцией".

    Как бы то ни было, Руссефф покидает президентский дворец Планалту и на период окончательного этапа рассмотрения ее дела переезжает в резиденцию - дворец Алворада. Согласно местным СМИ, многие личные вещи из кабинета президента, включая фотографии дочери и двух внуков, были упакованы и вывезены еще накануне. Как ожидается, в течение дня будет распространено ее телеобращение к нации, запись которого была сделана еще до начала голосования сенаторов. Последние заявления ее ближайших соратников прямо свидетельствуют о том, что Руссефф и представляемая ею Партия трудящихся готовы к смене своего статуса с "правящяго" на "оппозиционный".

    В стане противников Руссефф сегодня наблюдалась совершенно иная картина. К центральному входу во дворец Жабуру, официальную резиденцию вице-президента Мишеля Темера, с самого раннего утра начали съезжаться черные автомобили представительского класса. В течение дня Темер принимал у себя всех тех, кто так или иначе участвовал в формировании коалиции против Дилмы. Фактически, еще до вынесения вердикта по делу Руссефф, состоялся своеобразный "слет" нового правительства.

    Большинство имен будущих министров и их советников уже известны, ровно как и примерные планы Темера по перекраиванию структуры правительства, включающие упразднение ряда ведомств и слияние других. Моментами дележ министерских портфелей напоминал со стороны "раздачу слонов" - каждой партии и приближенным в соответствии с объемами их вклада в дело импичмента. Пожалуй, самым курьезным стало выдвижение кандидатуры 36-ти летнего депутата Ньютона Кардозу (представитель той же партии, что и Мишел Темер, PMDB, - прим. "РГ") на пост министра обороны страны. Комментируя газете Folha de S.Paulo такую возможность, один из генералов вооруженных сил Бразилии, пожелавший остаться неизвестным, в ироничной форме заметил, что "в это совершенно невозможно поверить, чтобы 36-ти летний мальчик начал командовать мужчинами, которым за 60, особенно в такой деликатный для страны кризисный период и накануне Олимпиады". После такой однозначной реакции военных пресс-служба Темера распространила заявление о том, что пост займет другой человек.

    Как подчеркивает ряд местных экспертов, эйфория от победы у оппозиции быстро пройдет, поскольку новому президенту придется работать практически в тех же условиях, что и прежнему. Единственное незначительное преимущество Темера заключается в наличии у него коалиционного большинства в парламенте, что теоретически позволит быстрее претворять в жизнь запланированные реформы. Но как показал опыт самого вице-президента, разорвавшего все договоренности с Руссефф, в бразильской политической жизни цена коалиционных соглашений определяется конъюнктурой, а не целостью скрепляющей их сургучной печати.

    Чудес, как говорится, не бывает, и команда Темера, в первую очередь это относится к представителям финансово-экономического блока правительства, будет вынуждена где-то изыскивать средства для сокращения дефицита бюджета. Первыми "под нож", если верить предварительным сведениям, пойдут социальные программы, объемы и порядок финансирования которых предполагается пересмотреть. Другим источником доходов в казну может стать массовая приватизация государственных активов, начиная с государственных образовательных учреждений и заканчивая объектами инфраструктуры.

    Обнародование этих и других мер уже вызывает вопросы у тех, кто, поддержав импичмент, оказался в одной лодке с Темером. Если к этому присовокупить обещания Партии трудящихся уйти в жесткую оппозицию, то можно предположить, что спокойного плавания новому президенту в ближайшие месяцы ожидать не приходится.

    Поделиться