Слесарь организовал в Чехии экспозицию о жертвах фашистских лагерей

- Вся штука в том, что сразу после окончания войны местное население, состоявшее из т.н. судетских немцев, было из этих краев выселено в Германию. Их дома заняли чехи, приехавшие из внутренних областей. Эти новоселы, конечно, ничего не знали о тех ужасах, которые здесь творились в годы войны.

Роман Янас смотрит на меня выжидающе: понял я его или нет? Роман Янас вот уже десять лет фактически в одиночку занимается выяснением судеб погибших в этих краях узников фашистских лагерей для военнопленных.

А как раз здесь этих самых лагерей было очень много. Есеницкие горы - место для каторжан самое подходящее: каменоломни, лесоповал, глухие ущелья.

За 5 лет через узилища Есеника прошли 200 тысяч человек, 40 тысяч из них остались тут навсегда.

Отец троих детей 38-летний Роман Янас работает слесарем на местном заводе по производству металлических цепей. И никто его не просил заниматься этим скорбным делом. Но когда однажды он узнал о том, что здесь происходило в годы войны, что-то шевельнулось в его душе. И жить по-прежнему он уже не смог.

Может, это миссия такая на него сошла сверху? Или судьба? Но только с тех пор Роман из дня в день разгадывает тайны этих гор. Его стараниями многие безымянные могилы обрели таблички, на которых теперь значатся фамилии солдат и офицеров, их фотографии. Он составил подробнейшую карту нацистских лагерей смерти. Привлек к этому делу внимание местных властей, и теперь скромные погосты ухожены, там установлены памятники, проложены дорожки.

Как раз в эти майские дни в своем городке Чешский Вес слесарь и его добровольные помощники заканчивали приготовления к открытию экспозиции, посвященной жертвам фашистских лагерей. В ближайшую субботу здесь ждут высоких гостей из Праги, российских дипломатов, журналистов.

Но это еще не все. Ведь известно же: всякое доброе дело становится звеном в цепи других добрых дел. Православный священник о. Йозеф (в миру Либор Кратохвила) и бывший актер, а ныне владелец пансиона Зденек Корчиан решили, что надо как-то повиднее увековечить память павших. На том месте, где был когда-то лагерь, решили построить православный храм-памятник. Их друг архитектор Индржих Кальма бесплатно сделал проект. Кинули по округе клич: пожертвуйте кто сколько может.

Перед самой зимой 2013 года начали строить. И вот ведь чудо - всегда в этих горах выпадал снег, много снега, а в ту зиму не было ни снежинки. Впервые за всю историю края. Потому за год и управились.

Сейчас в храме Преображения Господня висят списки погибших пленных солдат и офицеров. Больше всего - советских. Потом идут англоязычные (американцы, англичане, новозеландцы, канадцы), французы и поляки.

Это храм-памятник. Храм-музей. Он очень светлый внутри, и место кругом светлое, видно, еще и поэтому люди выходят наружу с просветленными лицами.

А людей много. "Летом в день приходят до трех тысяч человек, - пояснил священник. - Мой сын Натан стал для них добровольным гидом".

Мы беседовали на скамеечке рядом с храмом. Похожий на Дон Кихота священник и похожий на Санчо Пансу бывший лицедей. Кстати, Зденек мне подтвердил, что когда-то играл в театре верного слугу испанского идальго.

Несильно грело весеннее солнышко. "Сегодня Лазарева суббота", - напомнил отец Йозеф. Дачники из соседнего дома принесли нам три рюмки с грушевым самогоном. "Помянем".

...Да, в Европе теперь есть немало таких, кто хотел бы переписать историю в угоду сегодняшней конъюнктуре. Но и других тоже много - таких, как мои новые друзья из Есеника. Кто бережно хранит память о том, что действительно было. Кто считает, что ужасы фашизма не должны повториться в будущем.

9 мая 2016 года Роман Янас, священник отец Йозеф и их юный помощник гимназист Леош Крол были в числе самых почетных гостей на торжественном приеме в российском посольстве.

Что, согласитесь, очень справедливо.