Легендарный завод им. Лихачева, напомню, фактически прекратил свое производство в 2000-е годы. В 2011-м правительство Москвы провело крупный архитектурный конкурс, чтобы определить судьбу опустевшей промзоны площадью более 300 га. Для сравнения - это втрое больше, чем территория Московского международного делового центра "Москва-Сити". В последние пять лет район брошенного завода получил новый стимул развития. Здесь появился "Парк легенд" - огромный спортивный комплекс, в состав которого входит Музей хоккея и Ледовый дворец с тремя аренами, где сейчас проходят главные матчи чемпионата мира по хоккею. Здесь же завершается строительство Дворца синхронного плавания. В Нагатинской пойме инвесторы уже начали возводить на 100 га современный парк развлечений, который в народе успели окрестить российским дисней-лендом. Расширяется и транспортная инфраструктура ЗИЛа: открылась наземная станция метро "Технопарк". Впоследствии здесь построят транспортно-пересадочный узел, где можно будет пересесть на автобусы разных маршрутов и станцию МКЖД.
Впереди - освоение оставшейся части ЗИЛа. Три проекта вынесли на публичные слушания, по итогам которых будут вноситься коррективы. Как следует из эскизов и документов, примерно 30% земель ЗИЛа будет отдано под жилье. Дома будут строиться так, чтобы дворы соседствовали с общественными пространствами: пешеходными аллеями, парками, то есть в русле современных градостроительных тенденций, рассказал Кузнецов.
Проекты предполагают создание скверов, офисно-деловых зданий и озеленения набережной Москвы-реки. Территория будет развиваться не как спальный, а как центральный район столицы, подчеркнул главный архитектор.
В результате население в этой части города по прогнозам экспертов за годы вырастет примерно на 30 тысяч человек. По словам главного архитектора, с социалкой тут будет тоже все в порядке. Действующую медсанчасть ЗИЛа решено сохранить. Кроме того, построят еще 3 поликлиники, 7 школ и 21 детский сад.
Значительная часть вопросов на слушаниях касалась транспортной доступности. Нужно понимать, что территория ЗИЛа не изменится одномоментно, честно сказал Кузнецов. На реализацию проектов уйдет примерно 10 лет. К этому времени сюда придет еще одна линия метро - Кожуховская. Заработает с этой осени уже и МКЖД, а скоро и Третий пересадочный контур метро. В качестве еще одного перспективного транспорта для ЗИЛа главный архитектор назвал перевозки по Москве-реке на своего рода маршрутках, только на воде, с помощью которых можно будет быстро добраться до центра Москвы, даже до Кремля.
На слушаниях присутствовали ветераны завода им. Лихачева и их родственники. Они уверены: ЗИЛ именно как легендарный производственный комплекс должен остаться в истории Москвы. Поэтому на территории района предложено создать музей завода. Идеальное место для него, по мнению экспертов, - сохранившаяся историческая проходная завода. Москвичи могут высказать и другие свои идеи: их можно направить или отвезти в префектуру ЮАО до 18 мая.