Новости

14.05.2016 22:02
Рубрика: Культура

Кен Лоуч продолжил свое социальное кино

Британский режиссер Кен Лоуч, пригрозив уйти из кино, решил, что еще осталось много нерассказанных историй, и снял еще один фильм социальную драму "Я - Даниэль Блэйк". Она прошла в каннском конкурсе, мне показалось, что это одна из самых его душераздирающих историй.
 Фото: Пресс-служба Каннского фестиваля  Фото: Пресс-служба Каннского фестиваля
Фото: Пресс-служба Каннского фестиваля

Возможно, потому, что все это очень близко не только Англии, но и сегодняшней России: бюрократический мир сытых чиновников окончательно отдалился от человеческого социума и становится ему враждебен.

59-летний столяр из Ньюкасла Даниэль Блэйк выбит из седла инфарктом и теперь безуспешно пытается найти работу. За помощью к государству он обращается впервые в жизни, и ему предстоит пройти еще неведомые ему круги ада. Его подруга по несчастью - случайно встреченная мать-одиночка: у нее есть двое детишек, но нет дома, они живут в нищем хостеле, и им грозит выселение за пределы родного города.

То есть гражданам, всю жизнь исправно платившим государству налоги, теперь от государства нужна неотложная помощь - но ледяные глаза официальных лиц говорят без слов: из ямы выбирайтесь сами. Бесконечные бюрократические процедуры имитируют государственную деятельность, а по факту - обороняют государство от лишних хлопот и ненужных ему расходов. Телефонные роботы вместо живого собеседника, волокита, коррупция, унизительные подачки и полное равнодушие к проблемам сограждан - вот фирменные черты до блеска отлаженной государственной машины XXI века.

История рассказана, как всегда у Лоуча, без кинематографических ухищрений, но с искренним сочувствием и с замечательными актерами Дэйвом Джонсом и Харли Сквайрс, которые не умеют фальшивить. Сценарий написал его драматург-единомышленник Пол Лаверти, с которым Лоуч делал фильмы "Милые шестнадцать лет" и "Меня зовут Джо".

Прямая речь

Пол Лаверти:

- Мы с Кеном (Лоучем) в наших путешествиях по стране прослушали много историй реальных людей, которые вынуждены выбирать между теплом и пищей. Мы встретили замечательного человека в Шотландии, образованного и прекрасно владеющего речью, который потерял надежду найти работу, ест самую дешевую пищу в консервных банках и никогда не включает калорифер - в морозном феврале 2015 года он чуть было не замерз. Мы видели множество бедняков, которым было предложено переехать из родного Лондона за много миль от него. Разговаривали людьми, которых в результате каких-то санкций лишили права пользоваться "фуд-банком", окончательно лишив их пищи. Это было случаи столь сюрреалистические, что мы не могли использовать их в фильме - никто бы не поверил…

Фото: Пресс-служба Каннского фестиваля

Кен Лоуч:

- Мы видели молодого парня, который привел нас в свою комнату - там были только матрас на полу и маленький холодильник, больше ничего! Открыл дверцу холодильника - и там ничего! На прошлой неделе он ничего не ел в течение четырех дней! Однажды в агентстве по трудоустройству ему сказали прийти в пять утра к товарному складу. Транспорт не работал, но он все-таки ухитрился туда приехать - чтобы через час получить ответ: сегодня для вас работы нет. Вот эти постоянные унижения, эту неуверенность людей ни в чем мы и попытались показать в фильме.

Культура Кино и ТВ Мировое кино 69-й Каннский кинофестиваль Кино и театр с Валерием Кичиным Гид-парк