Судебное противостояние между Мулюковым и Голубем длится с 2014 года. Но если раньше спор касался только их партнерских взаимоотношений, то теперь он может оказать влияние на одну из крупнейших приватизационных сделок 2016 года.
А начиналось все в уже далеком 2002 году, когда Мулюков устроился на работу в ЦДУ Минэнерго и оказался под непосредственным руководством Михаила Голубя. Проработал он там совсем недолго - всего месяц. Этого срока, по мнению Мулюкова, вполне хватило для того, чтобы между ним и начальником завязались "тесные дружеские отношения".
Правда, здесь, если верить публикациям в СМИ, показания бывших "друзей" расходятся. В частности, Мулюков якобы утверждает, что он сразу же стал приносить в их совместную компанию "Трейд Нафта" контракты с "Томскгазпромом", которые якобы давали компании до 10 миллионов долларов выручки в год, за что сам Мулюков должен был получить 20-процентную долю в общем бизнесе. И ему ее даже отдали за символическую плату.
В свою очередь, Михаил Голубь, как выяснили авторы газетных статей, опровергает заявления своего бывшего партнера, утверждая, что реальный бизнес с Мулюковым начался только в 2005 году и долю ему не продавали, а лишь наградили правом приобрести часть акций "Трейд Нафты" по рыночной цене у одного из менеджеров.
В 2008 году Мулюков ушел на работу в "Мосэнерго" и деловые контакты партнеров стали постепенно сходить на нет. А в 2014 году - вспыхнул конфликт. СМИ писали, что, по словам Михаила Голубя, Мулюков потребовал передать ему дополнительную долю в бизнесе "Трейд Нафты" и 10 миллионов долларов без объяснения причин. Примерно тогда же заговорили об угрозах, потоках компромата на компанию и Голубя. Перехода к "конкретным действиям" со стороны экс-партнера Голубь дожидаться не стал и, как писала пресса, обратился в правоохранительные органы. В СМИ упоминалось даже уголовное дело, по которому Голубь проходит потерпевшим, а Мулюков - подозреваемым.
Возможной причиной того, что Мулюков стал следить за судьбой крупной российской нефтяной компании, явилось то, что она работала с "Трейд Нафтой". По словам же генерального директора "Трейд Нафты" Михаила Козлова, Мулюков начал протестовать только в 2015 году, а в 2014 году, когда, собственно, и разворачивалась история с возвратом "Башнефти" государству, никаких обращений по такому поводу не было. Сама же "Башнефть" в октябре 2014 года, по словам Козлова, перестала работать с "Трейд Нафтой" из-за открытого конфликта учредителей нефтетрейдера. Как писали СМИ, по мнению Мулюкова, "Башнефть" одобрила заключение контрактов с компаниями, якобы подконтрольными Голубю, причем в недопустимо крупных объемах и с нарушением законодательства. Однако правоохранительные органы проводили многомесячные проверки по его обращениям и не нашли нарушений.
Мулюков также инкриминировал "Башнефти" нарушения при заключении контрактов с компаниями "Арктик Бункер" и "Эксим", якобы подконтрольными Голубю. СМИ пишут, что "Башнефть" одобрила заключение контрактов с этими компаниями - в недопустимо крупных объемах с нарушением законодательства. В свою очередь, в "Башнефти" утверждают, что общий объем продукции, который пришелся на указанных нефтетрейдеров не превысил 3,5 процента от общего объема продаж компании. По словам же Михаила Голубя, он не является владельцем "Эксим", а в "Арктик Бункере" владел миноритарным пакетом в 47 процентов до весны 2015 года, а затем продал свою долю мажоритарию Константину Гогелия.
Факт того,что проверку по заявлению Мулюкова провело управление МВД по Уфе и при этом отказало в возбуждении дела, нашел отражение в прессе. Нарушений не нашла, как писали СМИ, и Генпрокуратура, в которую также обращался Мулюков.
Тем не менее атака со стороны экс-предпринимателя побудила "Башнефть" направить 19 января 2015 года письмо в Росимущество и заявить в нем о фабрикации обвинений Мулюкова, а также нанесении ущерба компании.
Действия Мулюкова проходят на фоне подготовки "Башнефти" к повторной приватизации, интерес к которой уже проявили "ЛУКОЙЛ", "Татнефтегаз" и "Независимая нефтегазовая компания" Эдуарда Худайнатова, что побуждает "Башнефть" считать намерения предпринимателя направленными на снижение цены госпакета.
С компанией согласен и адвокат Голубя Игорь Акимов, называющий заявления Мулюкова "спекулятивными". "Он пытается имитировать политическую подоплеку возбужденного в России уголовного дела на случай запроса об экстрадиции по делу о вымогательстве у Голубя", - говорит Акимов. Сам Мулюков, в беседе с RNS, говорит о том, что утверждение "Башнефти" о попытке сбить цену перед приватизацией является "совершенной нелепостью".
Как бы там ни было, рынок не обращает на судебный спор особенного внимания - с момента объявления правительством о начале подготовки госпакета "Башнефти" к продаже котировки компании выросли на 44%.