Клубок противоречий в земельном вопросе здесь запутывался с начала 1990-х. Многие годы эта проблема не решалась и сегодня накалена до предела. Фермерам удалось привлечь к ней внимание Москвы и ОНФ - за последние месяцы некоторые из них даже смогли доказать свою правоту в судах и добились решений в свою пользу. Но некоторые аграрии претендуют на поля, не имея на них никакого законного права.
- На Кубани между фермерами и губернатором края есть полное взаимопонимание. В регионе даже хотят ввести уполномоченного по правам фермеров, о чем в других регионах пока могут только мечтать, - говорит президент Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов Ростовской области Александр Родин. - Я знаю, как работают в Краснодаре коллеги-фермеры: любые вопросы обсуждаются свободно, проблемы решаются в правовом поле. Поэтому я искренне не понимаю, для чего там затевается эта странная протестная акция.
Все имеют право высказывать свое мнение, но список активистов-организаторов настораживает многих экспертов на Юге России. Один из инициаторов неудачного похода на тракторах, 37-летний Алексей Волченко из Калининского района, уже долгое время без устали раздает интервью журналистам. Даже английская телекомпания его снимала, чтоб показать, как земельные тяжбы не дают развиваться российской глубинке. А вот мотив прежних публикаций о нем в прессе: Волченко активно участвует в протестных акциях с 2006 года, однажды даже был среди инициаторов сожжения нескольких тонн семян подсолнечника.
Активист даже привлекался правоохранительными органами к ответственности. Так, в июле 2008 года Первомайский районный суд Краснодара осудил его на шесть месяцев колонии-поселения за мошенничество и "имущественный ущерб путем обмана группой лиц по предварительному сговору в особо крупном размере".
Еще один активист "тракторного движения" - 48-летний Николай Маслов, житель станицы Дмитриевской. Он тоже выдающимися успехами в сельском хозяйстве не блещет. У него небольшой по кубанским меркам участок - 70 гектаров. Причем рекордов урожайности он не ставит. Но всенародно заявляет, что расположенное в той же станице СХП "Дмитриевское" - одно из градообразующих хозяйств района - не дает ему развиваться. Маслов не устает обвинять своих оппонентов в ущемлении интересов фермерства.
О руководителе СПК "Ромашка" (станица Казанская) Олеге Петрове станичники говорят, что он эмоциональный, напористый, вспыльчивый человек. Петров часто выступает на общественных мероприятиях. Его козырь - критика местных судей, прокуроров, представителей власти. Конфликт с прокуратурой у него неспроста: ранее надзорный орган выявил, что фермер самовольно использовал 11 земельных участков в водоохраной зоне реки Бейсуг. Как сообщила и. о. начальника отдела по надзору за исполнением природоохранного законодательства прокуратуры Краснодарского края Виктория Бабич, он вопреки запретам не только распахал землю непосредственно у реки, но применял в прибрежной защитной полосе водного объекта пестициды и агрохимикаты.
- Предмет недовольства кубанских аграриев понятен, - говорит редактор сайта "Южное аграрное агентство" Станислав Смагин. - Но попытки некоторых активистов оседлать разнообразные проявления социального недовольства вызывают серьезную обеспокоенность. Идет манипулирование общественным мнением, и за счет реальных проблем людей некоторые пытаются сколотить себе политический капитал или "отжать" немалые участки плодородной кубанской земли. Думаю, надо обратить внимание на то, что митинги на Кубани стали своего рода оружием в борьбе за собственность.