Факторинг, напомним, это, по сути, кредитование под уже полученные товары или выполненные услуги. За январь-март российские факторы выплатили 280 миллиардов рублей финансирования, при этом число новых клиентов по сравнению с 1 кварталом 2015 года снизилось на 17 процентов, а новых дебиторов - на 20 процентов. Сам доход факторов составил 8,2 миллиарда рублей, что на четверть меньше, чем годом ранее. "Несмотря на положительную динамику, заметный вклад в номинальный рост объемов рынка внесла инфляционная составляющая, - рассказал "РГ" Владимир Тетерин, младший директор по банковским рейтингам рейтингового агентства RAEX (Эксперт РА). - Она частично компенсировала падение деловой активности бизнеса и потребительской активности населения. Кроме того, за первые три месяца прошлого года бизнес факторов сократился на 22 процента, а значит, в номинальном выражении результат 1 квартала 2016 года хуже, чем данные двухлетней давности - 400 миллиардов рублей против 450 миллиардов".
По факту оборот рынка факторинга вырос на фоне "низкой базы" прошлого года. Сейчас факторов поддерживают в основном сделки с крупными промышленными предприятиями, которые не могут привлечь дешевое фондирование на Западе и в России. Кроме того, постепенно растет лояльность к услугам факторов со стороны продуктовых сетей (в том числе за счет расширения применения электронного факторинга). Это позволяет расширять клиентскую базу поставщиков, работающих с сетевым ретейлом, отметил Тетерин.
В то же время в результате падения конечного спроса на ряд товарных категорий (в основном товары длительного пользования) значительную просадку показывает сегмент торгового факторинга. В ряде случаев сжатие спроса, усиленное ростом валютных рисков и высокой стоимостью заимствований, сопровождалось дефолтами, которые затронули факторов, работающих с крупными компаниями из сфер авиаперевозок, торговли компьютерной и бытовой техникой, ювелирной отрасли.
В результате совокупный факторинговый портфель составил 209,5 миллиарда рублей (данные АФК на 1 апреля 2016 г.), что на 2 процента ниже, чем годом ранее. Александр Карелин, генеральный директор "Промсвязьфакторинг", надеется, что рынок вырастет на 10-15 процентов: "Однако в нынешних условиях прогнозы - вещь неблагодарная. Многое зависит от дальнейших макроэкономических тенденций, потребительских настроений и платежеспособного спроса конечного потребителя".