Эти и другие мероприятия призваны привлечь внимание к проблемам Ближнего Востока, где в горниле военных конфликтов и гражданских войн безвозвратно гибнет колыбель человеческой цивилизации.
Пути ее спасения намерены обсудить участники международной конференции "Перед лицом хаоса: Сохранение материального и нематериального исторического наследия" в XXI веке", которая пройдет в Северной Пальмире 19 и 20 мая.
- Проблема, о которой мы будем говорить, возникла не в 2012 году, когда начался конфликт в Сирии, и даже не в 2003 году, когда американцы начали бомбить Ирак, - считает ответственный секретарь конференции Алексей Янковский. - Афганистан, Ливия, Йемен, Сирия - это океан бедствий, а у нас есть лишь лодка, поэтому мы не можем спасти всех, но надо стремиться - хоть кого-то...
При этом практически невозможно точно оценить утраты, которые несет мировая культура в результате трех основных угроз: грабежей от нищеты и невежества, военных столкновений и идеологических разрушений. Доля последних, кстати, значительно меньше, чем ущерб от первых двух, но на общем фоне такие случаи гораздо заметнее.
Хотя в Ираке насчитывается 1949 раскопанных и нераскопанных памятников, около 200 из них разграблены, культурные слои нарушены безвозвратно, то есть потеряны для археологии.
А в том же Йемене, к примеру, "черные археологи" сделали 50 процентов всех находок, а музейные - легальные - ценности продолжают уничтожаться в ходе боевых действий.
- Пострадала Национальная библиотека в Сане, музей в городе Замар полностью уничтожен, - рассказывает заведующий отделом Среднего и Ближнего Востока Института восточных рукописей РАН Сергей Французов. - Оценить эти потери в процентах невозможно.
Основным "оружием" в борьбе за сохранение мирового наследия ученые считают прежде всего гласность: к проблеме нужно привлекать внимание. При этом нельзя полностью запретить продажу ближневосточных артефактов на официальных аукционах, иначе все предметы будут продаваться исключительно на черном рынке, и музеи, культурные центры потеряют к ним доступ.
Кстати, для России подобные вопросы тоже актуальны. К примеру, в нашей стране тоже существует проблема "черных археологов" и их варварских раскопок. Кроме того, как отметил директор Института лингвистических исследований РАН академик Николай Казанский, восстановление дворцовых ансамблей Петербурга после войны позволило создать уникальную даже в мировом масштабе школу реставрации.
Сегодня такой бесценный опыт может дать реставрация сирийской Пальмиры.