Новости

16.05.2016 16:20
Рубрика: Общество

Российские атеисты объединились в общественную организацию

В Москве прошел учредительный съезд общественной организации "Атеисты России". Ее цель, по словам организаторов, восстановление равенства прав атеистов и верующих и массовая пропаганда научного мировоззрения. Писатель Сергей Шаргунов рассказал "РГ" о правах атеистов и о том, насколько новая общественная организация является наследием советского времени.
 Фото: Юрий Машков/ ТАСС Писатель Сергей Шаргунов: Церковь - один из сильнейших институтов социальной поддержки.  Фото: Юрий Машков/ ТАСС
Писатель Сергей Шаргунов: Церковь - один из сильнейших институтов социальной поддержки. Фото: Юрий Машков/ ТАСС

Сергей Шаргунов: Разумеется, верующие и неверующие равны в своих правах - как иначе? Эти права защищает конституция и законы. Ты можешь веровать, можешь не веровать - никто не может помешать тебе в этом.

Тогда почему возникла идея собрать съезд именно атеистов? На что общество реагирует таким образом?

Сергей Шаргунов: Я бы не стал придавать большое этому значение. В конце концов, у атеистов есть свои объединения, свои сайты и форумы - неправильно думать, будто только что произошла их какая-то консолидация. У них давно есть свои структуры, также как и у людей самых разных верований и представлений. Например, у уфологов, или тех, кто слышит голоса. Даже у тех, кто полагает, что их облучают соседи, есть свои газеты и объединения. Если люди не нарушают закон, то они имеют право на свободу совести.

Более того, без разных воззрений, без религиозных поисков, без дискуссий не может быть искусства, не может быть общественного пространства. Вместе с тем надо понимать, что Россия, в целом, православная страна. Это определяется не тем процентом людей, которые знают все праздники и постоянно ходят в церковь. А в целом отношением к православной церкви. Тем, что место, где крестят и отпевают, вызывает чувство священного трепета у абсолютного большинства людей.

В какой степени организация "Атеисты России" - это наследие советского времени?

Сергей Шаргунов: Советский период в истории церкви неоднороден, хотя церковь и претерпевала огромные трудности. Можно вспомнить, например, роль церкви в Великой Отечественной войне, когда на ее деньги была построена целая танковая дивизия. Более того, многое из того, что было записано в пресловутом моральном кодексе строительства коммунизма - идея социальной справедливости, братства, отзывчивости - пересекается с христианскими ценностями человеколюбия и нестяжательства. Я думаю, что хотя государство и было атеистическим, христианские принципы доброты насаждались сверху, и общество, по своей природе, было христианским.

Но все же какой-то части общества удалось привить неприязнь к церкви и ее обрядам…

Сергей Шаргунов: Был такой казус, как общество воинствующих безбожников. Особенно во время революционной смуты, когда священников убивали, кощунствовали, рядились в соответствующие одежды. И сегодня, мне кажется, также как и тогда, некоторые люди ищут все новые поводы для того, чтобы ополчиться на Церковь.

Да, в Церкви есть разные люди, но абсолютное большинство - это честные и благородные люди. Не на "Мерседесе", а на КамАЗе. Не стоит забывать, что Церковь - один из сильнейших институтов социальной поддержки, непосредственная социальная работа - это обязанность каждого прихода.

Общество Религия