Значимость музеев в наше время отмечена не только нарастающим количеством посетителей, но и такой парадоксальной закономерностью: выяснилось, что когда террористы захватывают город, они грабят сначала склады с военной амуницией, затем музеи, и только потом - банки. Музей сегодня, особенно в связи с историей разрушения Пальмиры, становится не только символом триумфа культуры, но и символом ее страданий.
Экспозиция Эрмитажа на 18-м Интермузее презентовало восстановленное и переданное музею Восточное крыло Генерального штаба, как раз в контексте разрушения Пальмиры. "Арка Главного штаба - точно такая же, как арка в Пальмире, соединяющая вместе два разных направления. Санкт-Петербург не только носит название "Северной Пальмиры", у нас есть с ней и архитектурное сходство" - цитата из интервью Михаила Пиотровского РГ заявляет тему: как исследовать, беречь и спасать культуру. Рядом с фотографиями восстановленного Генштаба стоит макет разрушенного в Пальмире храма Бэла с описаниями его уникальных особенностей.
- Журналисты любят задавать вопрос: сколько процентов памятников Пальмиры разрушено - участники недавнего концертно-научного визита в Пальмиру, на "круглом столе" Интермузея в переполненном зале показывают последние фотографии города. - Но дело не в количестве уцелевшего и разрушенного, а в том, что разрушено все, что было уникальным".
Российские музейщики и археологи обсудили на интермузее научные контуры его возможного восстановления. Это возможный абрис реального проекта по восстановлению Пальмиры. Есть такой музейно-археологический закон: если 80 процентов из лежащего на земле можно "поднять", то стоит это делать. Похоже, что памятники Пальмиры вписываются в этот "лимит". Известный археолог Владимир Толстиков, работающий в непрекращающейся несмотря на все исторические перипетии научной экспедиции по восстановлению античной Пантикапеи в Крыму, делится секретами возможного восстановления.
Российская сторона сегодня выступает будирующим началом для создающей международную команду по восстановлению Пальмиры ЮНЕСКО. При этом надо сохранять деликатность и учитывать работу, например, польских и других иностранных археологов, проводивших много раскопок в Пальмире.
- Культурный обмен - это последнее, что должно страдать от политической повестки дня, - говорит директор лондонского музея науки Ян Блэтчфорд. - Я приезжаю на Интермузей несколько лет подряд, и мой интерес к нему не угасает.
- Меня только что телевизионщики спрашивали: не слишком ли все тут развлекательно - делится своими впечатлениями от экспозиции Михаил Пиотровский. - Думаю, что нет. Все здесь не только интересно внешне, но и имеет большой смысл. За каждой представленной здесь вещью стоит большая научно-исследовательская работа. Мы не устаем подчеркивать, что наука - очень важная сторона жизни музеев.
Излюбленная идея директора Эрмитажа - музей это место одновременно демократическое и элитарное - находит подтверждение в экспозиции Интермузея.
- Демократическое - потому что музей открыт для всех, а элитарное - потому что сюда приходят люди, которые понимают, что за этим стоит. Людей понимающих становится все больше и больше. Даже если речь о музее танков. Танки, кстати, объясняют особенность русского военного менталитета.
Фестиваль это некая смелая смесь смотра для профессионалов ( программа фестиваля перегружена научными докладами) и шоу для любопытных, особенно для детей.
-3-D, игры, раскраски, все это у нас есть, - подчеркивает Михаил Пиотровский. - Но при этом мы все равно ведем рассказ о серьезных проблемах защиты культуры. Музеи стоят на рубежах защиты культуры и их уничтожают первыми. И это урок не только для Пальмиры, но и для всех нас.