Накопив критическую массу знаний о физиологии и молекулярных реакциях в нашем организме, наука создала инструментарий, с которым можно работать в нано- и фемтомире - пинцеты, ножницы, клей, молоток, сверло. Пока это самые простые орудия, с помощью которых можно "взять" молекулу и перенести ее в другое место, "связать" одну молекулу с другой и т.п. Но они позволили создать новую мощную индустрию - биотехнологию, и в том числе и новое поколение лекарственных препаратов.
До биотехнологической эры можно было использовать только молекулы небольшого размера. Практически все "маленькие" молекулы создавались путем химического синтеза.
Например, ацетилсалициловая кислота - это "маленькая" молекула, а молекула антитела, в том числе и моноклонального, весит почти в тысячу раз больше. Большинство регуляторных молекул - это "большие молекулы", которые отличаются друг от друга, как отпечатки пальцев. Их невозможно создавать путем химического синтеза. В их производстве используются живые системы, такие как специализированные клетки, микроорганизмы и др. Это принципиально иные технологические платформы. К таким производствам не подходят законы контроля, которые применяются для препаратов химического синтеза. Принятый Федеральным законом "Об обращении лекарственных средств" алгоритм регулирования обращения лекарств создан для препаратов химического синтеза и не подходит для производства, регистрации и контроля биопрепаратов, так как их производство основано на принципиально иной технологической платформе. И это отражается на основных характеристиках лекарственных препаратов.
К "большим" лекарственным молекулам относятся: лекарственные препараты, полученные из крови и плазмы крови человека и животных; с помощью ДНК-рекомбинантной технологии; с помощью гибридом; моноклональные антитела; генотерапевтические лекарственные препараты; иммунобиологические лекарственные препараты, геннотерапевтические препараты; сыворотки, иммуноглобулины и анатоксины, гормоны, интерфероны, интерлейкины и многие другие. Все эти молекулы являются активными участниками так называемых каскадных физиологических реакций. И каждый из этих продуктов имеет собственную биотехнологическую производственную платформу.
В различных странах, в том числе в России, идет интенсивная работа по разработке законодательства для регистрации всех компонентов биотехнологических платформ, оригинальных биомолекул и, конечно, биоподобных препаратов, или биосимиляров. Важное значение имеет законодательство, направленное на регистрацию и производство аналогов уже созданных оригинальных биотехнологических препаратов. Принципы, которые используются для регистрации дженериковых препаратов химического синтеза, неприемлемы для регистрации аналогов биопрепаратов. "Большие молекулы" очень часто отличаются друг от друга, поскольку они производятся живыми системами, которые сами по себе очень изменчивы и стабилизация которых является отдельной серьезной задачей.
Для доказательства биоподобия аналогов биопрепаратов необходимо проводить полный сравнительный анализ как доклинических, так и клинических исследований. Все клеточные линии или микроорганизмы должны быть зарегистрированы и включены в специальную "клеточную библиотеку" для того, чтобы иметь возможность проводить и аналитический контроль. Также очень важно обеспечить безопасность этих препаратов, с учетом того, что некоторые из них представляют из себя живые организмы.
Как и любое фармацевтическое производство, биотехнологическое производство должно подчиняться общим правилам надлежащей производственной практики (GMP), и в то же время для него должны быть разработаны свои правила надлежащей практики.
В этой системе надо ввести новые требования для биопрепаратов, в первую очередь: полноценные доклинические исследования; полноценные клинические исследования; сравнительные аналитические исследования; полноценное GMP производство; соответствие компонентов биотехнологической платформы, на которой создается лекарство, зарегистрированной в библиотеке (клеточной или библиотеке микроорганизмов).
Биопрепараты чаще всего используют для лечения тяжелых заболеваний. Многие из них обладают нежелательными эффектами. Существенно возрастают риски возникновения онкологических и инфекционных заболеваний. В этих практиках надо учитывать множественные требования, которые рано или поздно будут возникать к биопрепаратам и особенно к геннотерапевтическим лекарственным препаратам.
Должно быть проведено исследование продуктов различного типа экспрессии (преднамеренной или непреднамеренной) и мутагенеза в различных органах и тканях. Необходимо также представить результаты фармакодинамических, фармакокинетических и токсикологических исследований (включая иммуногенность), оценивать результаты персистенции, специфическую фармакокинетику, оценивать риски для ухаживающего персонала - и это не полный перечень вопросов, которые надо будет решать при создании нового поколения фармацевтических продуктов. А важнейшим элементом этого комплекса должен быть непрерывный мониторинг безопасности препаратов. И, конечно, необходимы специалисты, которые способны воспринять всю сложность новых технологий и проводить компетентную экспертизу таких препаратов.
Работа над решением всех этих вопросов должна помочь выстроить четкую очередность действий фармацевтических компаний и экспертов Минздрава России по регистрации и контролю за производством и применением биопрепаратов. Внесение любых изменений и дополнений в федеральный закон - сложная задача. Но от того, насколько грамотно и гибко он будет работать, зависит и то, насколько успешно и быстро наша страна сможет войти в новый - биотехнологический - этап развития.