Психологи узнали, как остановить эпидемию страха в обществе

Распространение страха в обществе, которое может привести к развитию фобий, можно предотвратить. К такому выводу пришли ученые Каролинского института (Швеция), считающие, что результаты их исследования позволят разработать практические стратегии для профилактики этого опасного явления в особо уязвимых группах, говорится в сообщении на сайте вуза.

На протяжении всей своей эволюции человечество пользовалось возможностью изучить эмоционально напряженные ситуации, наблюдая, как в них ведут себя другие люди. Это социальное обучение, которое является эффективным средством для того, чтобы избежать опасности в будущем. Дети, к примеру, узнают, как надо вести себя на примере взрослых.

Однако этот косвенный опыт может работать и в другую сторону - способствовать передаче страхов и тревоги между членами семьи и людьми, живущими в непосредственной близости.

Психологи из Каролинского института провели исследование, которое показало, как страх распространяется в обществе, и как этому можно противостоять. Участникам эксперимента показали видео, в котором "демонстратор" смотрел на изображения двух разгневанных людей. Когда показывали одно из лиц, он получал неприятный удар током на запястье. В большинстве случаев страх от демонстратора передавался участникам, которые начали проявлять тревожную реакцию на те же фотографии.

Затем исследователи проверили, что произойдет, если участники впервые увидят фильм о демонстраторе, который спокойно смотрит на те же фотографии, всем своим видом показывая, что ситуация безопасна, а изображения – безвредны. Обнаружилось, что в этом случае распространения страха не произошло. Однако если те же фотографии впервые показывали людям без участия спокойного демонстратора, этого положительного эффекта достичь не удавалось.

- Мы обнаружили, что более ранний безопасный опыт в присутствии другого человека противодействовал социальной передаче страха, - говорит соавтор исследования Армита Голкар из отделения клинической неврологии Каролинского института.

В другом варианте эксперимента, "безопасный" и "опасный" демонстраторы были разными людьми, что отменяло достигнутый эффект передачи безопасного опыта.