Теперь же режиссер рассказал о том, почему ему важно, чтобы зритель увидел всю чеховскую трилогию сразу, все спектакли подряд. На этой неделе планы режиссера едва не воплотились в жизнь - увы, в последний момент "Три сестры" пришлось перенести на конец августа в связи с болезнью артиста Домогарова. И все-таки - зачем это нужно режиссеру? Вот несколько тезисов из объяснений самого Кончаловского.
"Я не помню, чтобы где-то еще была представлена такая небольшая антология Антона Павловича Чехова. Для нас это - одна пьеса, охватывающая большую часть жизни писателя. Его драматургия в определенном смысле отражает все этапы жизни современной Чехову России и все этапы его личной жизни. Для нас было очень важно создать такой триптих, где можно проследить траекторию его понимания России и человека. Понимания человека через Россию".
"Я очень надеюсь, что мы своими спектаклями поддерживаем традиции реалистического театра. Очень важно, чтобы зрители видели на сцене не сегодняшнюю Россию, а Россию времен Чехова - но одновременно с этим чувствовали бы себя там, чувствовали за героев. Для меня реалистический театр - это когда чувства волнуют. Когда чувства существуют на сцене. Когда зритель сопереживает".
"От слова "актуальность" меня тошнит. Разве может быть не актуальным Бах, Моцарт? В чем она, актуальность? Я говорю: ни в чем. Волнует - значит, актуально. Все, что не волнует - не актуально. Можно одеть героев Чехова в гимнастерки. Можно подобрать им современную одежду. Или даже выпустить на сцену голыми. Но от этого они не становятся актуальнее. Актуальности от этого не прибавляется".
"Я обожаю артистов театра, я не люблю артистов кино и в упор не вижу артистов телевидения. Кто-то верно сказал: театр - это теннис, кино - это пинг-понг, а телевидение - это пинбол-машина. Артисты театра выходят на сцену за небольшие деньги и играют одно и то же много раз. Это невозможно без колоссальной любви к искусству, немыслимой выдержки и настоящего профессионализма. В кино масса посредственностей становится великой и звездной. В театр артист идет не только из-за зарплаты, - на телевидении он заработал бы гораздо больше. Он приходит потому, что внутренне доволен подвигом, который совершает. Выходя на сцену, он - голый, эмоционально голый. Это очень сложная материя. Вот почему с артистами театра у меня особая любовь".
"Один раз мы в один день играли спектакли "Дядя Ваня" и "Три сестры" - один спектакль утром, второй - вечером. Это, конечно, было на износ. Но моей мечтой все же остается сыграть три пьесы за один раз. Не будет ли это пыткой для зрителя? Самое главное - чтобы зритель никогда не ждал, когда же наконец кончится действие. Очень важно, чтобы зритель думал: "Еще немножко... Почему так рано кончилось?" Мы стараемся сделать спектакли как можно короче - но не можем сделать их быстрее, чем нужно".