"В нынешних образовательных программах в сфере туризма прежде всего не хватает языковой подготовки на должном уровне. С точки зрения тех требований, которые сейчас предъявляют сетевые гостиницы, не хватает знаний современных технологий, а также технической подготовки для работы на предприятиях индустрии гостеприимства", - заявил глава Российского союза туриндустрии. Также у специалистов недостаточно знаний в области транспортного обеспечения туристских потоков.
Туротрасль сегодня сталкивается с дефицитом кадров. Недостаток специалистов испытывают как турагенты и операторы, так и гостиницы, санатории и базы отдыха. "Не хватает специалистов всех уровней: руководителей подразделений турфирм, консьержей, егерей, проводников, гидов, менеджеров по бронированию, revenue-менеджеров", - говорит Елена Лысенкова, генеральный директор Hospitality Income Consulting. В избытке только выпускники кулинарных колледжей и техникумов.
Между гостиницами и турфирмами идет борьба за привлечение кадров. "Чаще переманивают управленческий состав: начальников отделов, менеджеров турфирм, которые владеют организацией систем бронирования, языками", - говорит руководитель программы МВА "Менеджмент гостеприимства и туризма" МИРБИС Светлана Кудряшова. Впрочем, даже горничные и официанты постоянно "мигрируют" в поисках более доходного места работы, и удержать их работодателям не удается.
При этом в российской практике до сих пор не редкость горничные и швейцары с высшим образованием. От них требуется знание языка. А в России специалистов со средним образованием и знанием иностранных языков крайне мало.
Существующее образование в сфере туризма не дает необходимых знаний. Линейный персонал по факту учится на местах. Более опытные сотрудники передают знания тем, кто только устроился на работу. "Единственный пункт в резюме, который реально интересует работодателя при найме, к примеру, сотрудника в отель, - это его предыдущий опыт работы в таком отеле, желательно, международной сети, у которой есть своя "школа" обучения и образования, тренингов и практики", - поясняет Лысенкова.
Сегодня многие российские туристы уже имеют опыт зарубежных путешествий и вынесли из них определенное представление об уровне сервиса. Но если в других странах этот уровень сервиса равномерен на определенном курорте или в отелях одинаковой звездности, то в России разница между объектами может быть огромной. В наших городах есть отели, в которых сервис даст фору многим зарубежным. При этом рядом может располагаться объект, где имеют минимальное представление об основах гостеприимства.
Специалисты отмечают, что пока качество туруслуг диктует рынок. Когда турпоток уходил за границу в большом объеме - не было смысла развивать туристические объекты в России. Сегодня ситуация изменилась. Турпоток переориентирован на Россию, но клиентов много - мест на всех не хватает, и опять нет стимула улучшать сервис.