С высокими чиновниками солидарно экспертное сообщество: Россия не намерена сдавать свои лидерские позиции в клубе крупнейших нефтедобывающих держав мира. В 2015 г. каждый день в стране добывали в среднем по 10,726 баррелей нефти и газового конденсата, за год - 534 млн т (цифра стала рекордной). Это явно не предел. Ситуация на мировом рынке сложная. И все же к 2030 г. эксперты прогнозируют удвоение объемов добычи нефти на континентальном шельфе России.
Но всегда чем значительнее амбиции и перспективы, тем больше и ответственность. Экология планеты слишком уязвима. Нельзя бесконечно отбирать у природы ее богатства, не отвечая взаимностью за столь щедрые дары. Череда экологических катастроф с далеко идущими последствиями (например, разлив нефти в Мексиканском заливе) заставляют компании-гиганты следовать своего рода "кодексу чести" и "джентльменскому соглашению" - даже в кризисные времена направлять солидные средства на программы повышения безопасности производства для окружающей среды.
В нефтедобывающей отрасли одним из важнейших современных экостандартов считается так называемый "нулевой сброс" на морских объектах. В этом направлении "научным руководителем" для отечественных компаний стало ПАО "ЛУКОЙЛ": именно его опыт рекомендовали взять за образец международные экологические организации и фонды - в частности, ХЕЛКОМ и Всемирный фонд дикой природы (WWF). Так, природоохранные стандарты ПАО "ЛУКОЙЛ" было предложено законодательно закрепить для всех компаний, работающих на шельфе Балтики. Этим нормам сегодня стали следовать и другие ведущие российские компании, в частности, "Роснефть" (в Карском море) и "Газпромнефть" (на платформе "Приразломная").
Свои разработки ЛУКОЙЛ в деталях представил на XVII Международном экологическом форуме "День Балтийского моря". Принцип "нулевого сброса" предполагает, что ни одно загрязняющее вещество в воду не сбрасывается. Все промышленные и бытовые отходы с нефтедобывающих платформ в закрытых контейнерах отправляют на берег для переработки.
Отходов немало: буровой шлам (измельченная порода), технические и сточные воды, бумага, пластик и т.д. Однако в море не попадает ни капли, ни пылинки, ни клочка. Особенно это важно на этапе бурения и строительства комплекса, когда на берег приходится отправлять сотни тонн отходов. Технология их сортировки и вторичной переработки была отработана на сейсмоопасном Каспии, где только ЛУКОЙЛ смог соответствовать жестким эконормам. Сейчас их берут на вооружение компании, работающие в Балтийском море.
Как ни странно, необходимость "стремления к нулю" пришлось разъяснять скептикам. Многие полагали, что тот же шлам не слишком опасен. А ведь при бурении на берег отгружали по 150-250 трехкубовых контейнеров шлама в месяц... Сейчас после переработки смесь становится нейтральной, абсолютно безопасной для морских обитателей, и у подножия буровых платформ ЛУКОЙЛа, как на искусственных рифах, активно растут планктон или ракушки и даже размножается на редкость привередливый осетр. Данные спутниковых мониторингов на Балтийском и Каспийском морях не выявили ни одного пятна от нефтепродуктов около платформ или подводных трубопроводов ЛУКОЙЛа.
Один из важнейших принципов такой работы - полная открытость, и ее соблюдают свято. У компании действует соглашение с WWF, предполагающее сотрудничество, консультации и информационный обмен. Не делают тайны и из сумм, отведенных на экомероприятия. Тем более что львиную долю масштабной экопрограммы ЛУКОЙЛа на период 2014-2018 гг. составляют расходы именно на систему "нулевого сброса". И это тот единственный случай, не поддающийся математической логике, когда "умножение на ноль" в будущем способно дать солидную прибыль. Не столько даже в доходах, сколько в плане репутации серьезной и ответственной компании. Лучший бонус в любые времена.