О сложной ситуации на внеочередном совместном заседании комитетов областной Думы по градостроительству, транспорту и экономической политике, инвестициям, промышленности и предпринимательству рассказал гендиректор аэропорта Виталий Кашин. С его слов, проблемы начались минувшей зимой, когда Центр расписания и тарифов (ЦРТ), где регистрируются ставки аэропортовых сборов, дал возможность аэропортам Московского авиационного узла снизить цены на керосин. В результате в Москве они обрушились на 30 процентов, мировые тоже упали, а в Ярославле остались прежними. Сегодня, например, во Внукове тонна авиационного топлива стоит 32400 рублей, а в Туношне - 41600. Со скидкой, предоставляемой на местном топливо-заправочном комплексе (ТЗК), получается 38500. Разница все равно огромная. Как следствие - за первые четыре месяца 2016 года грузопоток упал на 37 процентов.
- Сегодня в общей стоимости рейса аэропортовые сборы составляют 7-12 процентов, остальное - цена керосина и фрахт воздушного судна, - объясняет Виталий Кашин. - Например, за рейс Ярославль - Норильск на Ил-76 при заправке 40 тонн заказчик в Туношне должен заплатить на 400 тысяч рублей больше, чем, допустим, во Внукове. Авиакомпании даже графики составляют так, чтобы не заправляться в Ярославле. Никто не хочет летать к нам. Скидки, которые предоставляет аэропорт, чтобы привлечь перевозчиков, сегодня полностью перечеркиваются высокой стоимостью керосина.
Парадокс в том, что этот самый керосин именно в Ярославле и производится. И дилерам он, со слов Виталия Кашина, продается по 28500 рублей за тонну.
- Сорок процентов рентабельности в существующих условиях - это несоразмерно много, - полагает гендиректор ярославского аэропорта и ратует за открытие альтернативного ТЗК для создания конкуренции.
- Пусть это будет минимальный объем, но конкуренция позволит дать большой толчок именно развитию грузопотока. Аэропорт не сможет динамично развиваться, если у нас будет такая стоимость топлива, - уверен представитель Туношны. - Я приглашаю в Ярославль авиакомпании, умоляю летать от нас, они соглашаются. Но потом, увидев стоимость нашего топлива, отказываются. Говорят: сделайте керосин хотя бы на 20 процентов дешевле, хотя бы по 35 тысяч за тонну. А как я сделаю? ТЗК - отдельное юридическое лицо. Мы написали обращения в ФАС России, другие ведомства - пусть компетентные органы разберутся, почему произошел такой ценовой перекос.
Однако депутаты предложение об открытии альтернативного топливозаправочного комплекса не поддержали. В частности, потому, что керосин-то ОАО "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез" производит, но им, увы, не владеет: вся продукция принадлежит двум акционерам - компаниям "Газпромнефть" и "Роснефть".
- Надо вести речь о выходе на собственников с инициативой о стабилизации цены именно для аэропорта Туношна, - уверен депутат Михаил Королев, кстати, руководитель тендерного комитета "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтеза". - Понятно, что такая накрутка необоснованна. Но строительство собственного заправочного комплекса ни к чему не приведет, потому что данный нефтепродукт аэропорт будет покупать у этих же компаний, и они установят точно такую же цену.
В итоге выяснилось, что обращение к собственникам керосина власти уже подготовили. Со слов зампредседателя облправительства Михаила Крупина, вопросом там занимаются, однако, "он не очень простой".
Между тем, напомним, в прошлом году ярославские власти утвердили амбициозную концепцию развития аэропорта Туношна, на базе которого к 2025 году планируется создать мощный транспортно-пересадочный узел "Золотое кольцо", объединяющий четыре вида транспорта: железнодорожный, автомобильный, водный и воздушный. Реконструкция одного только аэропорта (без строительства прочих вокзалов) в рамках концепции оценивается в 5,3 миллиарда рублей: 3,3 стоит взлетно-посадочная полоса, 1,3 - новый пассажирский терминал, 400 миллионов - транспортно-логистический центр, 280 - цех бортпитания.
При этом в 2015 году в областном бюджете не нашлось даже 32,8 миллиона рублей на первоочередные инфраструктурные туношенские проекты - в частности, расширение пропускной способности аэровокзала и включение в свидетельство годности аэродрома Boeing 737-800 для перевозки пассажиров по направлениям Сочи и Симферополь (такие самолеты позволяют осуществлять эти рейсы с минимальным субсидированием из областного бюджета или вовсе без него). Сделали это все в аэропорту за счет "внутренних резервов". Но что будет дальше - вопрос открытый. Сегодня, признается гендиректор, имеющихся денег может не хватить даже на зарплату.
- 22,5 миллиона рублей, выделенных нам в этом году, нам до осени достаточно, - прикидывает Виталий Кашин. - Но нужно учитывать, что в 2015-м мы денег не получали и всю инвестиционную программу выполняли за счет текущей деятельности, а потому наработали кредиторку в 3,9 миллиона рублей. То есть приходится отвлекать средства на реструктуризацию этого долга. А поскольку у нас сейчас резкое падение грузопотока, мы выручку не добираем, и те деньги, которые выделены из бюджета, мы, вероятно, будем вынуждены направлять на зарплату, чтобы коллектив попросту не разбежался.
Когда решится вопрос с топливом и решится ли вообще - не ясно. Писать обращения к собственникам нефтепродукта от имени депутатов Михаил Крупин посчитал ненужным. По его мнению, достаточно усилий в этом направлении регионального правительства.