17.05.2016 11:28
    Поделиться

    Ярославский аэропорт оказался на грани выживания

    Ярославский аэропорт оказался на грани выживания из-за дорогого топлива
    Из-за неоправданно дорогого керосина ярославский аэропорт Туношна теряет объемы грузоперевозок, а следовательно, и доходы. Для воздушной гавани, не способной пока существовать без финансовых вливаний из областного бюджета, это представляет серьезнейшую проблему.

    О сложной ситуации на внеочередном совместном заседании комитетов областной Думы по градостроительству, транспорту и экономической политике, инвестициям, промышленности и предпринимательству рассказал гендиректор аэропорта Виталий Кашин. С его слов, проблемы начались минувшей зимой, когда Центр расписания и тарифов (ЦРТ), где регистрируются ставки аэропортовых сборов, дал возможность аэропортам Московского авиационного узла снизить цены на керосин. В результате в Москве они обрушились на 30 процентов, мировые тоже упали, а в Ярославле остались прежними. Сегодня, например, во Внукове тонна авиационного топлива стоит 32400 рублей, а в Туношне - 41600. Со скидкой, предоставляемой на местном топливо-заправочном комплексе (ТЗК), получается 38500. Разница все равно огромная. Как следствие - за первые четыре месяца 2016 года грузопоток упал на 37 процентов.

    - Сегодня в общей стоимости рейса аэропортовые сборы составляют 7-12 процентов, остальное - цена керосина и фрахт воздушного судна, - объясняет Виталий Кашин. - Например, за рейс Ярославль - Норильск на Ил-76 при заправке 40 тонн заказчик в Туношне должен заплатить на 400 тысяч рублей больше, чем, допустим, во Внукове. Авиакомпании даже графики составляют так, чтобы не заправляться в Ярославле. Никто не хочет летать к нам. Скидки, которые предоставляет аэропорт, чтобы привлечь перевозчиков, сегодня полностью перечеркиваются высокой стоимостью керосина.
    Парадокс в том, что этот самый керосин именно в Ярославле и производится. И дилерам он, со слов Виталия Кашина, продается по 28500 рублей за тонну.

    - Сорок процентов рентабельности в существующих условиях - это несоразмерно много, - полагает гендиректор ярославского аэропорта и ратует за открытие альтернативного ТЗК для создания конкуренции.

    - Пусть это будет минимальный объем, но конкуренция позволит дать большой толчок именно развитию грузопотока. Аэропорт не сможет динамично развиваться, если у нас будет такая стоимость топлива, - уверен представитель Туношны. - Я приглашаю в Ярославль авиакомпании, умоляю летать от нас, они соглашаются. Но потом, увидев стоимость нашего топлива, отказываются. Говорят: сделайте керосин хотя бы на 20 процентов дешевле, хотя бы по 35 тысяч за тонну. А как я сделаю? ТЗК - отдельное юридическое лицо. Мы написали обращения в ФАС России, другие ведомства - пусть компетентные органы разберутся, почему произошел такой ценовой перекос.

    Скидки, которые предоставляет аэропорт, чтобы привлечь перевозчиков, полностью перечеркиваются высокой стоимостью керосина

    Однако депутаты предложение об открытии альтернативного топливозаправочного комплекса не поддержали. В частности, потому, что керосин-то ОАО "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез" производит, но им, увы, не владеет: вся продукция принадлежит двум акционерам - компаниям "Газпромнефть" и "Роснефть".

    - Надо вести речь о выходе на собственников с инициативой о стабилизации цены именно для аэропорта Туношна, - уверен депутат Михаил Королев, кстати, руководитель тендерного комитета "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтеза". - Понятно, что такая накрутка необоснованна. Но строительство собственного заправочного комплекса ни к чему не приведет, потому что данный нефтепродукт аэропорт будет покупать у этих же компаний, и они установят точно такую же цену.

    В итоге выяснилось, что обращение к собственникам керосина власти уже подготовили. Со слов зампредседателя облправительства Михаила Крупина, вопросом там занимаются, однако, "он не очень простой".

    Между тем, напомним, в прошлом году ярославские власти утвердили амбициозную концепцию развития аэропорта Туношна, на базе которого к 2025 году планируется создать мощный транспортно-пересадочный узел "Золотое кольцо", объединяющий четыре вида транспорта: железнодорожный, автомобильный, водный и воздушный. Реконструкция одного только аэропорта (без строительства прочих вокзалов) в рамках концепции оценивается в 5,3 миллиарда рублей: 3,3 стоит взлетно-посадочная полоса, 1,3 - новый пассажирский терминал, 400 миллионов - транспортно-логистический центр, 280 - цех бортпитания.

    При этом в 2015 году в областном бюджете не нашлось даже 32,8 миллиона рублей на первоочередные инфраструктурные туношенские проекты - в частности, расширение пропускной способности аэровокзала и включение в свидетельство годности аэродрома Boeing 737-800 для перевозки пассажиров по направлениям Сочи и Симферополь (такие самолеты позволяют осуществлять эти рейсы с минимальным субсидированием из областного бюджета или вовсе без него). Сделали это все в аэропорту за счет "внутренних резервов". Но что будет дальше - вопрос открытый. Сегодня, признается гендиректор, имеющихся денег может не хватить даже на зарплату.

    - 22,5 миллиона рублей, выделенных нам в этом году, нам до осени достаточно, - прикидывает Виталий Кашин. - Но нужно учитывать, что в 2015-м мы денег не получали и всю инвестиционную программу выполняли за счет текущей деятельности, а потому наработали кредиторку в 3,9 миллиона рублей. То есть приходится отвлекать средства на реструктуризацию этого долга. А поскольку у нас сейчас резкое падение грузопотока, мы выручку не добираем, и те деньги, которые выделены из бюджета, мы, вероятно, будем вынуждены направлять на зарплату, чтобы коллектив попросту не разбежался.
    Когда решится вопрос с топливом и решится ли вообще - не ясно. Писать обращения к собственникам нефтепродукта от имени депутатов Михаил Крупин посчитал ненужным. По его мнению, достаточно усилий в этом направлении регионального правительства.

    Поделиться