В Петербурге оглашен оправдательный приговор искусствоведу Елене Баснер. В вину эксперту ставили заведомо фальшивое заключение о подлинности картины, однако суд счел представленные доказательства недостаточными.
История в духе литературного детектива начала разворачиваться в 2009 году, когда, по версии следствия, гражданин Эстонии Михаил Аронсон предложил Баснер выступить экспертом в оценке подлинности картины импрессиониста Бориса Григорьева "В ресторане".
В СУ Следственного комитета РФ по Санкт-Петербургу полагают, что, являясь в прошлом сотрудником Русского музея и известным специалистом в области искусствоведения и живописи, Елена Баснер не могла не знать, что "оригинал картины хранится в ФГУК "Государственный Русский музей", поскольку она участвовала в приемке картины в музей в 1984 году". А вот коллекционер Андрей Васильев обнаружил, что за 250 тысяч долларов приобрел подделку, только несколько лет спустя, когда попытался выставить полотно. Не сумев решить это дело полюбовно, он обратился в правоохранительнные органы с заявлением о мошенничестве.
Государственное обвинение по статье 159 УК РФ "мошенничество в особо крупном размере" попросило для искусствоведа четыре года лишения свободы со штрафом в размере 500 тысяч рублей. Кроме того, Васильев предъявил ей гражданский иск на 16,5 миллиона рублей - сумму покупки в пересчете на нынешний курс доллара. Судья Анжелика Морозова разом освободила подсудимую от этих имущественных претензий, но обвинение и следствие с решением не согласны.
- В ходе судебного разбирательства были получены дополнительные, по мнению следствия, доказательства вины Баснер в совершении инкриминируемого ей деяния, - рассказал представитель ГСУ СК РФ по Петербургу Сергей Капитонов. - В частности, установлен факт звонка с мобильного телефона Баснер 14 апреля 2009 года на мобильный телефон фотографа музея, который на следующий день по ее просьбе сфотографировал оригинал картины, и фотографии впоследствии были обнаружены в компьютере Баснер.
По мнению следователей, эти и другие важные моменты не нашли отражения в приговоре Дзержинского районного суда, поэтому "будут приняты предусмотренные действующим законодательством меры, для обжалования данного приговора". В свою очередь адвокат Баснер Лариса Малькова также отметила в разговоре с журналистами, что не ожидала оправдательного приговора, хоть и настаивала на невиновности своей подзащитной.