Только политика жесткого регулирования цен на препараты, входящие в Перечень жизненно необходимых и важнейших (ЖНВЛП), позволили удержать рост цен на них в пределах трех процентов. Но продолжающаяся инфляция и нестабильность курса рубля пока не позволяют надеяться на то, что цены расти не будут и впредь.
В марте с.г. более трех десятков общественных организаций, представляющих интересы российских пациентов, обратились с письмом к президенту и правительству, Совету Федерации и Государственной Думе, в минфин и минздрав. Они выразили тревогу по поводу того, что министерство финансов рекомендовало более чем втрое (с 45,8 до 13 миллиардов рублей) сократить расходы, предусмотренные в антикризисном плане правительства на поддержку российского здравоохранения. Но в заключительном варианте документа этот пункт был вообще исключен. И это на фоне и без того существенного недофинансирования отрасли. Такое решение, говорилось в письме, может повлечь за собой трагические последствия, поскольку дополнительные средства предполагалось направить на лекарственное обеспечение жизненно важными препаратами групп пациентов, страдающих жизнеугрожающими заболеваниями.
В своих ответах минздрав и минфин сообщили, что в 2016 году предусмотрено сохранить лекарственное обеспечение лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), достигнутый уровень лекарственного обеспечения по программе "7 нозологий". А также для граждан, имеющих право на получение социальной госпомощи в виде набора социальных услуг, предусмотрена компенсация расходов, связанных с изменением валютного курса при приобретении импортных лекарственных препаратов, в том числе закупаемых в рамках программы госгарантий бесплатного оказания медпомощи. Однако объем и источники средств для этих целей будут определены по итогам работы в I полугодии 2016 года.
- Мы крайне озабочены этим обстоятельством, - заявил "РГ" сопредседатель Всероссийского союза общественных объединений пациентов Юрий Жулев. - Если финансирование лекарственного обеспечения сократится, как предполагается, на 10 процентов, то все достигнутые за последние годы положительные эффекты лечения у многих пациентов с тяжелыми хроническими заболеваниями будут просто перечеркнуты. Прерывание терапии в самом лучшем случае может привести к ухудшению здоровья, а в худшем - и к непоправимому ущербу, а то и трагическому финалу. Необходимо не просто сохранить уровень финансирования, но и выделить дополнительные средства на эти цели, потому что, во-первых, ежегодно выявляются новые пациенты, во-вторых, дети растут, а многие дозировки лекарств рассчитываются по их весу. В-третьих, некоторое удорожание всех препаратов произошло, а для дорогостоящих лекарств даже 2-3 процента роста - это в сумме немалые средства.
- Предполагается корректировка затрат на лекарственное обеспечение на уровне 10 процентов, - напоминает исполнительный директор Всероссийского общества редких (орфанных) заболеваний Ирина Мясникова. - Но как это может сказаться на больных с жизнеугрожающими заболеваниями? Это значит, что 9 месяцев они будут получать необходимые лекарства, а на десятый не будут? Но многие наши пациенты просто не могут жить без этих лекарств. Мы понимаем все трудности, но, может, экономить надо не на этом, а на чем-то другом? Вот ведь в семье, где есть больной ребенок, не будут выбирать, на что им тратить последние деньги - на лекарства для него или на новую модель "мерседеса"?
- К сожалению, пока министерства очень медленно и трудно реагируют на рациональные предложения общества, - считает президент Лиги пациентов Александр Саверский. - И не используют те внутренние ресурсы, которые есть в нашем распоряжении. Во-первых, это разворот бюджета, который мы предлагаем. Бесплатное обеспечение лекарствами в амбулаторном звене позволило бы сэкономить значительные средства на госпитализации, высокотехнологичной помощи и уменьшении инвалидизации и направить их на необходимое лекарственное обеспечение. Второй ресурс - кредиты, которые главврачи не могут брать, поскольку для этого нужен кредитный портфель. Предлагалось создать специальную структуру, которая могла бы разрабатывать такие портфели для всех медицинских организаций. Это позволило бы реально укрепить первичное звено здравоохранения, о чем мы слышим уже 20 лет, но мало делаем.
- Конечно, мы надеемся на то, что правительство нас услышит и найдет возможность сохранить лекарственное обеспечение для всех тех, кто в этом нуждается по жизненным показаниям, - говорит Юрий Жулев.