Авторы обращают внимание на опыт других стран, в которых транспортный налог включен в стоимость бензина. "Это правильно по двум причинам. Во-первых, собираемость налога 100 процентов. Во-вторых, соблюдается принцип социальной справедливости: больше платит тот, кто часто ездит и у кого машина расходует много топлива. А в России для всех автомобилей независимо от марки, страны изготовления и года выпуска налоговая база по транспортному налогу рассчитывается от мощности двигателя в лошадиных силах", - говорится в пояснительной записке к документу.
По словам заведующего сектором Института энергетики и финансов Сергея Агибалова, акциз - косвенный налог, который фактически перекладывается на всех покупателей топлива. И в нынешней экономической ситуации, считает эксперт, об отмене транспортного налога говорить нельзя. Ни с точки зрения политической (до 2018 года правительство ввело запрет на любые изменения налогового законодательства), ни с точки зрения фискальной - с этого года в стране уже дважды индексировались акцизы на бензин, но дыра в бюджете не сокращается.
При этом сразу надо просчитать, на сколько процентов поднять планку акциза, чтобы потом эту разницу раздать по регионам, и какова будет стоимость бензина в случае повышения цен на нефть и нефтепродукты.
По поводу отмены транспортного налога однозначно высказался не так давно премьер-министр Дмитрий Медведев. Он заявил, что это ударит по интересам регионов. В 2016 году от уплаты транспортного налога в региональные бюджеты должно поступить 146,2 миллиарда рублей.
Еще один "железный" аргумент - регионы сегодня имеют полное право менять ставки транспортного налога. Вплоть до его обнуления, к примеру, для автомобилей мощностью свыше 150 "лошадей", а также при установлении налоговых льгот для разных категорий налогоплательщиков. Решение в пользу акцизов автоматом отменяет налоговые льготы для всех владельцев машин. Зато получить конечному потребителю какую-либо льготу по стоимости покупаемого им бензина будет невозможно.
Справедливости в налогообложении по принципу "платишь, когда едешь" эксперты видят мало.
"При отмене транспортного налога и повышении акцизов косвенная налоговая нагрузка перераспределится на потребителей, которые на личных автомобилях вообще не ездят, а пользуются автобусами. А таких больше половины страны",- говорит Сергей Агибалов.
"Тарифы для населения вырастут из-за издержек владельцев автобусов, и это ударит по менее обеспеченным пассажирам", - предупреждает руководитель лаборатории исследования бюджетной политики Академии народного хозяйства и госслужбы Александр Дерюгин.