В спорные ситуации на таможне попадают не только бизнесмены, но и обычные граждане. Поэтому каждый человек, сделавший покупку за границей, пожалуй, найдет в документе что-то для себя.
Например, как отличить, закупил ли гражданин товары для личного пользования или привез на продажу? Нередко челноки-торговцы пытаются убедить, что в десятке чемоданов лежат подарки для родни и друзей. Убедительно? Почему нет: кто же не любит порадовать близких.
Но нередко это отговорки. С другой стороны, человек может не быть бизнесменом, но продать что-то привезенное из-за границы. Надо ли его за это записывать в челноки и требовать уплатить пошлину?
Пленум Верховного суда разъяснил, что сам по себе факт продажи не считается свидетельством использования товара не в личных целях. Но только в том случае, если это единичный случай.
"Вместе с тем систематическая (более двух раз) продажа лицом товара, ввезенного для личного пользования, может являться основанием для отказа в освобождении от уплаты таможенных пошлин", говорится в постановлении.
При этом документ объясняет, на что должны обращать внимание таможенники, пытаясь отличить челнока-бизнесмена от туриста, просто увлекшегося за границей шопингом. Например, количество товаров надо оценивать с учетом их однородности. Допустим, сто пар одинаковых туфель, отличающихся разве что размером, вряд ли могут быть подарком. Надо смотреть и как часто человек ездит за границу и возвращается с центнерами одинаковых "подарков". И так далее - критерии перечислены.
Кроме того, Верховный суд разобрал ситуацию, как поступать с автовладельцами, кто въехал на территорию нашей страны на машине, зарегистрированной в другом государстве, а потом лишился авто в результате угона. Человек и так попал в неприятную ситуацию, а требование заплатить еще и пошлину может его добить. Но закон есть закон. Так вправе ли таможня требовать пошлину за угнанный автомобиль?
Как пояснил Верховный суд: угон может стать основанием для освобождения владельца от таможенных пошлин. Естественно, правило действует в том случае, если человек не успел доехать до таможни: автоворы сработали быстрее. Но прикрываться угонами у нечистоплотных торговцев не получится.
"Судам необходимо проверять, обращалось ли лицо в компетентные органы по факту хищения (угона), а также выяснять иные обстоятельства, связанные с выбытием транспортного средства из владения декларанта, в том числе учитывать сведения, характеризующие потерпевшего, принимать во внимание частоту угонов (хищений) ввозимых им транспортных средств", говорится в документе.
Если ввезенный автомобиль попадет в аварию, его владелец сможет не платить таможенные пошлины только в двух случаях. Или - или. Первое: машина не подлежит ремонту. Второе: стоимость ремонта равна или превышает стоимость самого автомобиля.