Вложения в здравоохранение оказались экономически выгодными

Бытует представление, что здравоохранение - это социальная сфера, по определению затратная. На самом деле социальная сфера является точно таким же объектом инвестирования, как любая другая сфера экономики.

Каждое заболевание имеет четкое экономическое выражение: сколько денег нужно потратить, чтобы эффект от заболевания был отсроченным либо полностью нивелирован. Жизнь человека - это категория экономическая: человекогод - это конкретная часть ВВП. И если ты выпадаешь из работоспособного состояния, то перестаешь быть полезным для государства.

Есть заболевания, которые являются прибыльными, хотя это и звучит цинично. Т.е. которые выгодно лечить, стоимость их лечения меньше ущерба, который это заболевание приносит экономике. А есть заболевания, которые лечить экономически невыгодно. Потому что, сколько ни вложи, человек все равно не станет работоспособным и т.д. И это уже является социальной ответственностью государства. Это вопрос зрелости общества.

В нашей стране отношение к инвестициям в здравоохранение такое, будто это все убытки. При этом около 40 процентов усилий системы здравоохранения являются экономически выгодными для государства, они ведут к увеличению продолжительности жизни и периода трудоспособности, к росту ВВП. Более того, даже нетрудоспособные люди участвуют в производстве ВВП, они продолжают оставаться потребителями - идут в магазины, покупают продукты, товары, электричество, пользуются транспортом, то есть стимулируют потребление и тем самым развитие экономики. Но такой подход к системе здравоохранения у нас никак не приживается. И в отношениях здравоохранения и фарминдустрии многие люди видят антагонистические противоречия. Мы часто говорим, что производители лекарств зарабатывают деньги на нашем здоровье, потому что нам приходится платить за лекарства, к сожалению, из своего кармана. У нас 75 процентов расходов на лекарства и 30 процентов расходов на медицинские услуги оплачивают сами граждане.

75 процентов расходов на лекарства и 30 процентов - на медицинские услуги оплачивают сами граждане

Но эти претензии должны быть обращены не к бизнесу, а к государству. Каждый из нас, работающих, оплачивает свою медстраховку, за неработающих тоже платят. Пациент должен приходить к врачу за рецептом на лекарство, которое любой застрахованный гражданин имеет право получать бесплатно либо со скидкой. Так устроена страховая система, где закупщики разбираются с производителями лекарств, влияют на распределение их прибыли. И везде в мире это решается с большей или меньшей степенью успеха. Нам не надо изобретать велосипед, а надо сделать так, чтобы лекарства оплачивались за счет социальных фондов. Вот актуальная задача власти в России.

В основе этих противоречий между интересами пациентов и бизнеса сегодня лежит регуляторика. И здесь отдельный вопрос - разграничение ответственности между федеральным центром и субъектами в сфере здравоохранения. В условиях различного уровня экономического развития наших регионов это приводит к тому, что граждане одной страны имеют абсолютно разный уровень доступности медпомощи, включая лекарственную, в силу того, что они живут, по сути, в разных измерениях. И это несмотря на то, что Конституция гарантирует единый уровень доступности медпомощи по всей стране.

У процесса локализации фармпроизводств в России две задачи. Первая - задача развития российской промышленности, создание рабочих мест, формирование добавленной стоимости на территории России, налоговые поступления и т.д. Вторая - полностью удовлетворить потребности здравоохранения. Важно, чтобы лекарства были качественные, безопасные и дешевые. Где они произведены, с точки зрения системы здравоохранения, неважно вообще.

Основной закупщик в нашей стране сегодня - рядовой гражданин, который из своего кармана оплачивает три четверти препаратов. Но когда мы говорим об импортозамещении и о конкуренции отечественных производителей с зарубежными, речь идет преимущественно о борьбе за рынок госзакупок. К счастью, есть в России и компании, которые строят рыночные модели и не ориентируются на госзакупки. С точки зрения патриотизма здорово, когда такие компании есть. Но, формируя цели по импортозамещению, надо четко разделять задачу развития фармпрома и задачу наполнения системы здравоохранения качественными и доступными лекарствами.

мнения

Данил Блинов, генеральный директор компании Pfizer в России, вице-председатель совета директоров AIPM:

- Фарминдустрия - это больше, чем бизнес, все понимают ее социальную значимость. Наша основная задача - обеспечить доступ пациентов к качественному и современному лечению. Чтобы ее выполнить, необходимо решить ряд проблем, которые особенно остро стоят перед отраслью сегодня, в сложной экономической ситуации. Первым шагом должна стать выработка единого понимания у всех заинтересованных сторон, включая государство, индустрию, пациентские организации, врачей. Затем стороны должны вместе разработать "дорожную карту" для их решения и принять обязательства по ее выполнению. Ключевым фактором в развитии отечественной промышленности и решении наиболее важных проблем системы здравоохранения является эффективный диалог всех участников рынка. Он уже начат, мы видим хорошие примеры, важно продолжать взаимодействие.

Екатерина Погодина, исполнительный директор "Янссен" в России, член совета директоров AIPM:

- Система здравоохранения в России сегодня сталкивается с растущими издержками на фоне ограниченных финансовых ресурсов. Мы видим свою роль в том, чтобы способствовать повышению эффективности бюджетных расходов при одновременном росте эффективности лечения. Один из предлагаемых "Янссен" подходов - внедрение контрактов с новой системой ценообразования, ориентированных на достижение терапевтического результата. Подобные соглашения, в частности, включают контракты, предоставляющие скидки при гарантированном числе пролеченных пациентов, соглашения, предполагающие зависимость оплаты от результатов терапии, а также соглашения, устанавливающие предельный уровень бюджетных расходов. Следующий механизм, потенциал которого значителен, - государственно-частное партнерство (ГЧП). "Янссен" стала одной из компаний-первопроходцев, реализовав с более чем 30 регионами России значительное число проектов в области онкологии, психического здоровья, наркологии и гепатита C.

Шебнем Авсар Туна, корпоративный вице-президент компании "Ново Нордиск" в России и СНГ:

- Реформирование фармотрасли, направленное на создание современных, в том числе инновационных препаратов, невозможно без серьезных финансовых вложений - как государственных, так и частных. Увеличивается спрос на лекарства для лечения таикх хронических заболеваний, как сахарный диабет. В России за последние 15 лет количество людей, страдающих этим заболеванием, удвоилось. По прогнозам к 2040 году более 10 процентов населения мира будет болеть сахарным диабетом. Современные фармакоэкономические исследования показывают, что 91 процент всех затрат на его лечение приходится на осложнения. Это происходит, в том числе, и от недостаточного лекарственного обеспечения. И тут стратегические задачи государства совпадают с возможностями компании "Ново Нордиск". Сейчас российский завод компании обеспечивает современными инсулинами более полумиллиона пациентов. При необходимости мощности российского производства "Ново Нордиск" могут покрыть потребность в противодиабетических препаратах в РФ.

Дмитрий Парамонов, управляющий директор диагностического подразделения компании Abbott в России и СНГ:

- Трудно переоценить роль компаний, работающих в сфере здравоохранения. Вспомним начало 1980-х годов, когда системы здравоохранения многих стран столкнулись c эпидемией СПИДа. Наиболее остро проблема ВИЧ-инфекции встала, когда в некоторых городах США один из 90 случаев переливания крови приводил к инфицированию ВИЧ. Для разработки диагностического теста правительство обратилось к пяти компаниям, в том числе Abbott, предоставив образец вируса. В марте 1985 года Abbott разработал первый в мире коммерческий тест на определение антител к ВИЧ, применение которого позволило вновь сделать переливание крови безопасным.

Сергей Смирнов, руководитель отдела по развитию бизнеса компании Bayer:

- Локализация как основной драйвер развития отечественной системы здравоохранения продолжает определять стратегию компаний на российском рынке. Трансферт технологий как часть этого процесса способствует модернизации промышленности. Однако недостаточно развивать только промышленность, необходимо создавать среду для роста научного потенциала. Уже сейчас мы видим значительные шаги в этом направлении: это и локализация R&D, и другие проекты. Например, Bayer во всем мире, в том числе и в России, поддерживает такие инициативы, как Grants4Targets и Grants4Leads, направленные на финансовую и научную поддержку ученых, разрабатывающих новые мишени и молекулы для терапии наиболее социально значимых заболеваний.

Юрий Головатчик, директор по корпоративным связям компании "Сандоз":

- Вклад фарминдустрии - это не только разработка, исследования и регистрация в России инновационных препаратов и высококачественных и доступных дженериков. Это локализация производства и создание новых рабочих мест, поддержка научных исследований и проекты по улучшению диагностики различных заболеваний и осведомленности граждан о методах диагностики и лечения. Это создание регистров, фармакоэкономические исследования и вклад в непрерывное образование специалистов здравоохранения. Для западных фармкомпаний работа в жестко регулируемых законодательством условиях уже давно стала нормой, а этичное ведение бизнеса - неотъемлемым элементом культуры. Мы считаем такой стиль поведения правильным и развиваем его на фармрынке, поскольку он способствует развитию здравоохранения.