В Курортном всего 300 жителей. В сезон население увеличивается многократно: по словам местных - до 3 тысяч человек, по данным представителя санатория - аж до 15 тысяч. В поселке есть только два места развлечения - набережная и парк. В парке, которому уже более 40 лет, местные жители и туристы привыкли гулять с детьми, отдыхать на лавочках в тени деревьев.
В этом году собственник "Крымского приморья", в аренде которого парк находится, выиграл тендер на оказание оздоровительных услуг жителям Москвы и Московской области по программе "Мать и дитя". Как утверждает гендиректор санатория Александр Безкоровайный, программа обеспечит круглогодичную загрузку санатория в течение пяти лет. Предполагается соблюдение мер антитеррористической безопасности на территории санатория, в том числе установка забора.
- Мы вызвали ФСБ, полицию, пожарных - они составили паспорт антитеррористической защищенности, где указали, что закрыть заборами, как установить камеры, сколько нужно охраны, сколько огнетушителей, тревожных кнопок - говорит Безкоровайный. - Но народ привык ко всему бесплатному. Набережную и пляжи я убираю и содержу, теневые навесы, матросы-спасатели, медсестры - для жителей было и есть бесплатно. В год уходит до трех миллионов рублей. Когда я через свой парк пропускал до 15 тысяч человек в день, чего здесь только не было: скандалы, выпивка, курение, воровство.
По мнению Безкоровайного, местные жители преследуют свои бизнес-интересы: сдают номера отдыхающим, для которых парк представляет хоть какой-то интерес. Он подчеркивает, что даже при закрытых воротах "Крымского приморья" в поселке есть несколько проходов к морю, правда, они не благоустроены. Проще сказать - развалена тротуарная плитка, поэтому ни детская, ни инвалидная коляска по альтернативной дорожке не проедут.
В ответ на это местные жители напоминают, что имеют право пользоваться парком, так как "Крымское приморье" является арендатором, а не собственником.
По мнению крымского общественника Александра Талипова, собственник санатория не имел права закрывать доступ к морю, так как антитеррористические законы, требующие устанавливать заборы, распространяются только на государственные программы и государственные предприятия, коим не является "Крымское приморье". Программа "Мать и дитя", по которой санаторий выиграл тендер, также не является государственной - это муниципальная программа Москвы и Московской области.
- Получается, есть решение антитеррористической комиссии обеспечить закрытость территории, - уверяет Александр Талипов. - Но ни в одном законе, ни в ответе и. о. главы администрации Ачкасова, ни в ответе Совета министров Крыма не сказано, что антитеррористическая безопасность - это заборы. Антитеррористическая безопасность - это камеры наблюдения, достаточная охрана. От взрыва это здание забор не спасет. Парк создан жителями, пансионат при Союзе построен. Приватизированы были здания, а не парк.
По мнению Александра Талипова, горсовет Феодосии должен разорвать договор аренды с "Крымским приморьем" в отношении парка и заключить новый только на землю под зданиями санатория.
Общественники обращают внимание на то, что санаторий предназначен для матерей с детьми, но при этом на его территории находится винный магазин, а также коммерческие точки, расположение которых на территории не совпадает с рекреационным назначением земли.
По словам местных жителей, Безкоровайный уже предлагал им выход - приобретать "абонемент", позволяющий ходить в парк. Его стоимость - тысяча рублей, срок действия - 10 дней.
Тем временем
Разбираться в конфликте приехала председатель городского совета Феодосии Светлана Гевчук. "В течение двух недель я сделаю запросы в профильные министерства, в департамент архитектуры и строительства, буду разбираться, почему сегодня территория парка закрыта и нет доступа к морю. Рассмотрим вопрос о зоне, которая станет путем к пляжу, но не должна облагаться налогом на землю, потому что она получит статус участка общего пользования". Если решение о сервитуте будет принято, санаторий планирует оспаривать его в суде.