Секция "Проблемы использования и инновационного развития внутренних водных путей в бассейнах великих рек" была посвящена 100-летию со дня рождения великого конструктора скоростных речных судов Ростислава Алексеева. Предваряя непосредственно обсуждение, участники совещания вспомнили, как создавался скоростной флот тогда еще Советского Союза, как новые модели выходили из центрального конструкторского бюро, возглавляемого Алексеевым, и одна за другой сотнями запускались в серийное производство.
Несмотря на финансовые трудности, разработка принципиально новых моделей скоростных судов для перевозок пассажиров на реках и море продолжается и сегодня. Но востребованность их крайне низка. По словам заместителя гендиректора "Центрального конструкторского бюро (ЦКБ) по судам на подводных крыльях имени Р. Е. Алексеева" Сергея Макова, с начала 90-х годов объем речных перевозок упал в четыре раза, и оставлять ситуацию в таком виде нельзя.
Как говорит представитель общественности Геннадий Хомутов, упование на рынок, который должен был все исправить, привело фактически к разрушению системы речных перевозок. Интенсивность движения судов по рекам крайне низка. А население области с ностальгией вспоминает доступность и удобство, которые давал речной транспорт.
- До 1990 года была разветвленная сеть перевозок, включавшая не только регионы ПФО, - говорит он. - А во многих местах просто нет альтернативы речному транспорту - другой там не ходит.
Как считает Сергей Маков, необходима полноценная программа возрождения речного транспорта, которая бы предусматривала совместную работу ученых, производственников, предпринимателей и власти.
Сегодня серьезный сдерживающий фактор - отсутствие у лицензированных перевозчиков судов нужного класса, высокая стоимость перевозок. И хотя разработана стратегия внутреннего водного транспорта РФ, реализация ее программ ведется крайне медленно. В результате население лишено преимуществ мобильности, а у судостроительных предприятий не загружены мощности. В то же время от перегруженности страдают автомобильные трассы, и их содержание требует все больших денег. То есть, в проигрыше все.
Сегодня Волга "стоит", хотя в любой стране Европы суда по рекам ходят непрерывно. Основная проблема - в речных перевозках в России сегодня нет заинтересованности бизнеса, поскольку их себестоимость по сравнению с теми же автомобильными выше в три-четыре раза. Но в то же время рекой добраться, например, до Чкаловска, с учетом автомобильных пробок, намного быстрее и комфортнее.
- Понятно, что одномоментно эту проблему не решить, - говорит Маков, - необходимы долговременные структурные изменения. Для этого нужна помощь государства. Как, например, взяли на дотирование авиаперевозки внутри ПФО. И если пойти подобным путем, постепенно люди начнут возвращаться к речному транспорту, и отрасль возродится.
Есть и другие моменты, которые сегодня мало кто учитывает. Например, если перераспределить пассажирские перевозки с учетом, в том числе, и водного транспорта, это может снять часть издержек. Кроме того, регионы сегодня несут огромные затраты на содержание автомобильных дорог из-за огромного количества машин. И если посчитать все это вместе, речной транспорт может оказаться даже выгоднее автомобильного.
Кстати
К юбилею Ростислава Алексеева в Нижегородской области готовится обширная программа, инициатором которой выступило ЦКБ по судам на подводных крыльях. В ноябре в НГТУ пройдет всероссийская научная конференция, посвященная конструктору. В декабре в столице Приволжья состоится торжественное собрание с участием высоких гостей из Москвы. В ближайшие дни пройдет презентация книги "Алексеев в истории создания ЦКБ", где собраны воспоминания людей, которые работали с конструктором. И самый масштабный проект - съемки четырехсерийного телевизионного художественного фильма "Обгоняя время". Планируется, что 18 декабря состоится его премьера на центральном телевидении.