Столь представительный состав иностранных участников на сессии соберется впервые, МПА СНГ получит широчайший географический охват организаций, объединяющий более 200 стран мира. Об особенностях весенней сессии МПА СНГ, на полях которой пройдет ряд совместных и двусторонних встреч на высоком уровне, в интервью "РГ" рассказала спикер Совета Федерации, председатель МПА СНГ Валентина Матвиенко.
Валентина Ивановна, означает ли приезд главы ПАСЕ на сессию МПА СНГ в Санкт-Петербург курс на потепление отношений России с этой парламентской организацией?
Матвиенко: Давайте не будем торопиться с далеко идущими оценками и выводами, а дождемся результатов визита Педро Аграмунта. Вместе с тем, конечно же, само намерение спикера ПАСЕ приехать в нашу страну, побывать на заседании МПА СНГ мы воспринимаем положительно. Мы считаем, что его визит - это позитивный сигнал, свидетельствующий о заинтересованности руководства Парламентской ассамблеи Совета Европы в восстановлении сотрудничества с парламентом России.
Сразу же скажу, что это отвечает и нашим интересам. Мы, российские парламентарии, всегда считали, что ПАСЕ располагает потенциалом, который позволяет ей вносить весомый вклад в улучшение обстановки на континенте, развитие отношений доверия и сотрудничества между европейскими государствами, и наша делегация в ассамблее делала все от нее зависящее, чтобы этот потенциал реализовывался как можно полнее, эффективнее.
Получается, что дискриминационные меры в отношении нашей страны со стороны ПАСЕ не привели к ослаблению роли России ни в мировой политике, ни в межпарламентских отношениях?
Матвиенко: Наши позиции в двусторонних и многосторонних межпарламентских связях на других международных парламентских площадках остаются прочными. Мнением России, российских парламентариев интересуются, к нему прислушиваются, его учитывают. Российский парламент - активный и влиятельный, как теперь принято говорить, игрок в сфере парламентской дипломатии. Да и очевидно, что без нашей страны возможности ПАСЕ, ее влияние существенно ниже.
Говорю все это не ради принижения роли ПАСЕ. Повторю, мы в полной мере сознаем ее значение и возможности. Мне уже приходилось говорить о том, что, приостановив нашу деятельность в Парламентской ассамблее, мы тем самым вовсе не захлопнули двери наглухо. Российские парламентарии заинтересованы в том, чтобы восстановить участие в работе этой организации. И полагаю, что инициатива должна исходить от тех, кто создал нынешнюю ненормальную ситуацию.
В каком ключе, на ваш взгляд, будет обсуждаться дальнейшая работа России в ПАСЕ с Педро Аграмунтом?
Матвиенко: Наша позиция здесь остается неизменной: возвращение делегации России в ПАСЕ может и должно быть только полноправным. Никакой другой вариант для российских парламентариев неприемлем. Скажу больше, Парламентской ассамблее это важно и нужно не в меньшей степени, чем для России. Я имею в виду те проблемы, которые во весь рост стоят и перед Европейским союзом, и перед Европой в целом. В том числе в сфере безопасности.
К сожалению, в ПАСЕ до сих пор дают себя знать антироссийские настроения. Это едва ли совместимо с задачами организации по обеспечению стабильности и безопасности континента, постоянного контакта и диалога между парламентариями. Думаю, Парламентской ассамблее давно пора понять, что ни один ключевой, значимый для всей Европы вопрос не может быть успешно решен без участия России и без учета позиции России.
Похоже, понимание этого набирает силу и в самой этой организации, и в международном сообществе. Не случайно в сессии МПА СНГ в Санкт-Петербурге примут участие первые лица трех крупнейших межпарламентских организаций, объединяющих более 200 стран мира. Это, как я уже сказала, председатель ПАСЕ Педро Аграмунт, председатель Парламентской ассамблеи Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ПА ОБСЕ) Илкка Канерва, председатель Межпарламентского союза (МПС) Сабер Чоудхури. Глава МПС дал согласие выступить 18 мая на заседании Совета Федерации. Напомню, что Россия выступила с инициативой проведения в 2017 году ассамблеи Межпарламентского союза - этой старейшей и авторитетнейшей международной парламентской организации - в Санкт-Петербурге. Хочу сказать, что нам, в Совете Федерации, уже известно о поддержке этой инициативы парламентами многих стран.
Все это дает основания ожидать положительных сдвигов и в межпарламентском сотрудничестве, и в международных отношения в целом.