18.05.2016 13:57
    Поделиться

    Медведев: Односторонние санкции подорвали доверие к праву

    Дмитрий Медведев призвал возродить доверие к праву
    Односторонние санкции, к которым прибегают отдельные государства, подрывают доверие к нормам международного права, считает премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.

    О доверии к праву в эти дни говорят на VI Петербургском международном юридическом форуме. Для участия в дискуссиях в город на Неве приехали более 3500 участников из 80 государств мира. Открыл работу форума Дмитрий Медведев, который считает, что именно право дает сбалансированный ответ на самые острые вопросы и помогает находить общий язык людям разных культур и убеждений, а доверие к праву должно способствовать преодолению самых разных, в том числе масштабных, проблем.

    "Доверие к праву - это путь разрешения глобальных кризисов. Это не только основа для международной безопасности и глобальной стабильности, это и в значительной мере основа современной мировой экономики", - заявил глава правительства.

    Однако в наши дни действия отдельных государств такое доверие только подрывают. К ним относится, например, применение односторонних санкций, которое только увеличивается и в политических целях используется для давления на другие страны, что является вмешательством в их дела. "Односторонние санкции становятся неопределенными и по содержанию, и по кругу лиц, на которые они распространяются. Есть попытки придать санкциям экстратерриториальный характер, продавить их применение в любой точке мира - вопреки всем соглашениям и международному праву", - указал Медведев.

    Россия и некоторые ее граждане знают о санкциях не понаслышке - уже почти два года они испытывают их действие. "О каком доверии к праву здесь может идти речь? Скажем прямо, как наши партнеры по международному сообществу, будут выходить из этой ситуации, которую сами создали, - этот вопрос остается открытым", - подчеркнул премьер.

    "Почему? Потому что нарушать всегда легче, чем соблюдать, но за это всегда приходится нести ответственность", - объяснил Дмитрий Медведев, уточнив, что любое нарушение правового баланса только усугубляет взаимное непонимание и создает недоверие, а это мешает наладить диалог и преодолеть кризис любого уровня.

    Не добавляют доверия к праву и трансграничные злоупотребления, в частности, трансграничные преступления. В качестве примера глава правительства привел двойное необложение налогами, когда недобросовестные компании, используя пробелы в межправительственных соглашениях, уводят свои доходы из страны и в итоге нигде не платят налоги.

    "Преодолеть эту тенденцию государства могут только сообща, - считает Медведев. - Здесь есть и свои трудности. Ведь при решении любых глобальных проблем государства-участники должны доверять друг другу, должны быть готовыми к компромиссу, уважать интересы партнеров".

    Есть вопросы к практике арбитражных разбирательств, когда имущественные требования к своему государству заявители предъявляют под прикрытием иностранных юридических лиц. Еще в 2014 году при участии ООН была подготовлена Конвенция о прозрачности в контексте арбитражных разбирательств между инвесторами и государствами. Она уточняет нормы о придании гласности информации об арбитражных разбирательствах между инвестором и государством, что повышает доверие к арбитражу. "Но, с другой стороны, если этим правом начинают манипулировать, то весь наработанный авторитет начинает нарушаться", - заявил премьер-министр.

    К тому же стали появляться новые идеи о порядке разрешения инвестиционных споров в новых объединениях. Тут глава правительства вспомнил о готовящемся между ЕС и США соглашении о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве ЕС-США. Среди многочисленных предложений есть и такие, которые дают специальный статус судьям, работающим в этой системе.

    "Причем этот статус включает требования, аналогичные тем, которые к ним предъявляются в национальных судах, а также идея о введении процедуры апелляции на арбитражные решения", - напомнил Медведев.

    "Остается неясным, сохранят ли эти новшества самую суть арбитража, за которую его так ценят", - задался он вопросом.

    Чтобы право не ставилось под сомнение, каждое решение, которое принимается, каждый нормативный акт и правовая позиция должны соответствовать нескольким ключевым принципам. "Во-первых, обеспечивать защиту прав человека", - подчеркнул премьер. В декабре исполняется 50 лет со дня принятия Генеральной Ассамблеей ООН международного пакта о гражданских и политических правах и международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Документы закрепили право народов на самоопределение, на свободное установление их политического статуса, заявили как приоритет право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность и многие другие права. "Хотя эти пакты стали частью общепризнанного свода норм, понятно, что жизнь не идеальна, и сегодня мы сталкиваемся с вопиющими случаями их нарушения, - сказал глава кабмина. - Огромные территории оказываются фактически в средневековых условиях бесправного существования, в плену тоталитарной власти фанатиков, которые бросают вызов современному правопорядку".

    - Россия, как известно, своими делами доказывает, что готова защищать общие ценности нашей цивилизации, но окончательного успеха в реализации таких пактов мы можем достичь, только действуя сообща, - призвал Дмитрий Медведев партнеров к совместным действиям.

    Второй принцип обязывает, чтобы все решения - и экономические, и социальные, и политические - выпускались только в правовой форме. "По-другому демократическое правовое государство существовать не может", - не сомневается председатель правительства.

    В-третьих, не может быть доверия к праву без доверия к правоприменителю. "Мы должны учиться применять общие нормы и принципы регулирования в конкретных ситуациях, - призвал Медведев. - Мир развивается так стремительно, что невозможно сохранять в законодательстве привычную степень детализации. Гибкость правового регулирования обеспечивается не только деятельностью судов и арбитражей, но и развитием в праве начал диспозитивности".

    Наконец, реализация четвертого принципа означает учет норм надгосударственных структур с одновременным учетом интересов собственно государства.

    Поделиться