Официально таковых за год зафиксировано 12 тысяч во всей РФ. Фактически утечек, утверждают эксперты, в несколько раз больше. По осторожной оценке минприроды, через дыры в трубах вытекает ежегодно около полутора миллиона тонн нефти. Общественники говорят о пяти миллионах. В Югре, где большую нефть берут полвека, а протяженность трубопроводов достигла 102 тысяч километров, коэффициент аварийности велик - главным образом в промысловых сетях. Темпы же замены прохудившихся труб невысоки.
Предприятия-разработчики месторождений доказывают, что ужесточать штрафные санкции сейчас не время: углеводороды дешевы, а налоги взыскивают по максимуму.
- Мы не можем поддерживать экономику компаний за счет загубленной экологии. Потом нам придется вкладывать больше денег в восстановление природы и здоровье людей, - парирует Сергей Донской.
В свою очередь Гринпис России настаивает на обнародовании оперативных данных о разливах: координатах и характере каждого техногенного ЧП, степени угрозы. А также на введении системы обмена полномочиями между региональными и федеральными надзорными структурами.
Тем временем
Власти Югры называют позитивные факты и цифры. За пять последних лет, по словам губернатора Натальи Комаровой, в реконструкцию и капремонт трубопроводов в автономии инвестировано около 90 миллиардов рублей. Площадь загрязнений сокращена на четверть - до 4144 гектаров. Кстати, Ханты-Мансийский округ - единственный регион, где утвержден порядок рекультивации таких земель и их приемки госкомиссией.