Инициатива уже принята Госдумой в трех чтениях, и теперь свое слово должны сказать сенаторы. Согласно поддержанному нижней палатой закону органы государственной власти и местного самоуправления, а также общественные объединения и другие организации обязаны ответить на адвокатский запрос в 30-дневный срок. Если этого срока окажется недостаточно, его можно увеличить, но не более чем на 30 дней, с уведомлением об этом адвоката. За неправомерный отказ в предоставлении информации должностным лицам грозит штраф от тысячи до трех тысяч рублей.
Адвокатам закон предоставляет право беспрепятственно входить в здания судов и органов прокуратуры. Для этого достаточно иметь при себе удостоверение. Без каких бы то ни было дополнительных разрешений адвокат может посещать здания райсудов, гарнизонных военных судов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов, здания, в которых правосудие осуществляется мировыми судьями, а также здания прокуратур городов и районов, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратур.
"Данная норма совсем не означает, что в иные присутственные места адвокат не будет допущен, - сказал "РГ" исполнительный вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ Андрей Сучков. - В остальных случаях сохраняется существующий на данный момент порядок доступа в учреждение. Например, для прохода в следственный изолятор или исправительную колонию адвокат помимо предъявления удостоверения заполняет талон-требование и получает на нем отметку в спецчасти. Прежним остается и порядок доступа адвоката в суды высших инстанций, следственные подразделения и так далее. Так что предлагаемая правовая норма в отдельных вопросах упрощает порядок профессиональной деятельности адвоката".
Новыми полномочиями закон наделяет президента ФПА РФ. По собственной инициативе или по представлению вице-президента он сможет возбуждать дисциплинарное производство в отношении адвоката, если получит сведения о том, что этот адвокат нарушил нормы закона об адвокатуре, Кодекс профессиональной этики адвоката или же не исполнил свои обязанности. Впрочем, такое производство президент ФПА вправе возбуждать лишь "в исключительных случаях" и в целях обеспечения единообразного применения норм Закона об адвокатуре, Кодекса профессиональной этики адвоката и единства дисциплинарной практики.
По словам Андрея Сучкова, появление данного положения в законе - полная неожиданность для адвокатуры. В первоначальном законопроекте ничего подобного не было, и даже идея такая нигде не звучала. Тем не менее при подготовке законопроекта ко второму чтению в тексте появилась такая норма.
"Уверен, что такие полномочия не будут применяться активно, и даже предполагаю, что совсем не будут применяться, - говорит Андрей Сучков. - Во-первых, в самом тексте указано, что они для исключительных случаев, то есть по-прежнему все жалобы граждан и иные поводы для возбуждения дисциплинарного производства в отношении адвоката будут рассматриваться в адвокатских палатах регионов. Во-вторых, само существование такой экстраординарной нормы и гипотетическая возможность ее применения служат предостережением о недопустимости действий, на предотвращение которых она направлена".
По его мнению, основной инструмент в установлении единой дисциплинарной практики адвокатов - это Комиссия ФПА РФ по этике и стандартам. Ее разъяснения должны стать ориентиром для региональных палат адвокатов.