Новости

19.05.2016 08:33
Рубрика: В мире

Научить наставника

В Киргизии задумались о повышении образования священников
В ходе круглого стола, проводившегося Центрально-Азиатским представительством "РГ", эксперты проанализировали деятельность духовенства, а также оценили текущую ситуацию с распространением в Киргизии радикальных течений. Сошлись в одном: благодаря скоординированным действиям священнослужителей и сотрудников госструктур ситуацию в религиозной сфере удалось взять под контроль.
Каждый верующий должен осознавать, что ни одна традиционная религия не призывает к насилию. Фото: Темир Сыдыкбеков Каждый верующий должен осознавать, что ни одна традиционная религия не призывает к насилию. Фото: Темир Сыдыкбеков
Каждый верующий должен осознавать, что ни одна традиционная религия не призывает к насилию. Фото: Темир Сыдыкбеков

Токтогазы уулу Бахтияр, специалист отдела фетвы Духовного управления мусульман Киргизии (ДУМК):

- В 2014 году состоялось специальное заседание Совета обороны республики, где были определены конкретные для каждой структуры мероприятия по предотвращению экстремизма. Благодаря этому сегодня религиозная ситуация в Киргизии относительно стабильная - это результат совместных действий государственных органов, силовых структур и священнослужителей. В том, что касается нашего ведомства, мы стали более скрупулезно подходить к религиозному образованию самих проповедников. Определили специальные критерии и провели аттестацию имамов. Одно из обязательных требований к служителям культа - наличие высшего, не только религиозного, но и светского образования.

Эта работа продолжится и в текущем году. Проводим проверку учебных программ в медресе и высших учебных заведениях. Однако в последнее время в республике стали появляться новые религиозные течения, деятельность которых необходимо оценивать индивидуально. Взять, к примеру, "Таблиг Джамаат". Несмотря на то, что в ряде стран его деятельность находится под запретом, у киргизских властей нет достаточных причин, чтобы закрыть эту организацию. То же самое можно сказать и в отношении "Йакын инкар". Его члены отрицают какие бы то ни было научные достижения и призывают жить так, "как даст Аллах". Чаще всего они не работают, а в основном занимаются сбором пожертвований. Однако пока не замечено, чтобы они призывали к насилию.

Жакшылык Борочоров, директор института подготовки (переподготовки) руководящих кадров ДУМК:

- Должен сказать, что после распада СССР и вплоть до 2014 года религиозной ситуации в республике должного внимания не уделяли. Каждый боролся с негативными проявлениями самостоятельно, скоординированных действий не было. Полагаю, что именно это спровоцировало распространение в республике экстремистских течений. По моему глубокому убеждению, с чуждой идеологией нельзя бороться только силовыми методами, здесь необходим консолидированный подход, и в первую очередь со стороны самих священнослужителей.

Проповедником может быть только человек, не только хорошо знающий религиозные каноны, но и разбирающийся в светских науках, а также законах государства. Он должен пользоваться авторитетом среди верующих. Ведь именно к нему будут обращаться люди со своими тревогами и проблемами, и имаму очень важно не вводить человека в заблуждение, а правильно разъяснить ситуацию и научить, как не подпасть под влияние опасных религиозных течений.

В сентябре 2015 года в республике был открыт институт подготовки и переподготовки имамов. Несмотря на относительно короткий срок, мы разработали программу подготовки священников и сейчас заканчиваем учебный план. Кстати сказать, особое внимание слушатели нашего института будут уделять признакам, по которым можно определить вредоносность деятельности религиозных сект. Хочу добавить, что мы открыли также теологический колледж, где будут готовить преподавательские кадры для медресе, поскольку там обучаются дети. Очень важно уже в этом возрасте заложить правильное отношение к религии.

Нурбек Шамралиев, заведующий отделом экспертизы и учетной регистрации Госкомиссии по делам религий при правительстве КР:

- По данным на 31 декабря 2015 года, в Киргизстане запрещена деятельность 19 религиозных организаций. Было зарегистрировано 2258 мечетей, а на 1 апреля 2016 года - 2335, то есть происходит их постепенная легализация. Таким образом имамы, проповедующие там, готовы показать, что их деятельность не идет вразрез со светскими законами. Они каждый месяц предоставляют отчет о проделанной работе, а также планы мероприятий. Для них из специального фонда "Ыйман", образованного при президенте страны, выделяется стипендия, в том числе для финансовой поддержки религиозных организаций . Это делается для улучшения и продвижения государственной политики в религиозной сфере.

По поводу "Таблиг Джаамат" могу сказать, что со стороны его членов не совершалось каких-либо действий, которые позволили бы объявить это движение экстремистским и запретить его деятельность. Хотя проблемы у представителей этого течения есть, и главная - нехватка образования, как религиозного, так и светского. Но это, повторяю, не повод для запрета. Что касается движения "Йакын инкар", то его последователи говорят "Оставь все и уповай только на всевышнего". "Инкар" в переводе означает "отрицание нововведений". Представители этого течения нигде не работают, неопрятно выглядят, не следят за бородой. Они не признают светских наук и, что самое необычное, в случае болезни отказываются от лечения. Течение это пока мало изучено, но нельзя сказать, что оно широко распространено в республике.

Икбол Мирсаитов, независимый эксперт-теолог:

- Хочу отметить, что с 2014 года уровень деятельности Духовного управления мусульман значительно вырос как в интеллектуальном, так и в этическом отношении. Сотрудники муфтията были некомпетентными в определенных вопросах, а сейчас ситуация намного улучшилась. Особенно это заметно в регионах. Если раньше поездки муфтия по селам были крайне редки, то теперь его встречи с жителями самых отдаленных аилов и имамами местных мечетей происходят значительно чаще. Кроме этого муфтият стал более тесно сотрудничать с государственными органами. Причем не только с госкомиссией по делам религий, но и правоохранительными. А раньше даже представить себе было невозможно, чтобы какой-нибудь казы проводил совместные мероприятия с сотрудниками МВД и Государственной службы нацбезопасности.

Важно, что ДУМК активизировал сотрудничество с другими традиционными религиозными конфессиями. Муфтий Киргизии был инициатором проведения советов улемов Центральной Азии. Он также предложил, чтобы за круглый стол сели все исламские джааматы, действующие в КР, чтобы выработать единую политику борьбы с радикальными течениями. К тому же если раньше говорили, что у нас распространена турецкая или пакистанская модель ислама, то сейчас муфтият пытается создать отечественную исламскую школу.

С движением "Таблиг Джаамат" ситуация в разных государствах складывается по-разному. Меня часто спрашивают коллеги из-за рубежа, почему это религиозное течение у нас не запретят, но никто из них не смог назвать ни одного признака того, что "Таблиг Джаамат" - экстремистская организация. Мои коллеги упоминали и еще одно новое исламские движение "Йакын инкар", но оно не особенно широко распространено на территории республики. По моему мнению, его представители просто не хотят работать и прикрываются религией. Тем не менее присмотреться к нему все же следует. Ведь лучше предупредить появление проблемы, чем потом ее решать.

В мире экс-СССР Киргизия