Ввести административную ответственность для нерадивых пациентов предложила Пензенская Общественная палата, куда стекаются жалобы от населения. Пензенцы серьезно страдают от того, что не могут попасть на прием к врачу. Место жительства значения не имеет. Во всех бесплатных клиниках ситуация схожая. Прием ведется по электронной записи, но в ней не отыскать свободного окошка на недели вперед. К некоторым узким специалистам ожидание и вовсе может растянуться на месяцы.
- Мне нужно к эндокринологу. В регистратуре по компьютеру посмотрели и сказали, что мест нет. Запись на следующий месяц начнется только через неделю. Так что же теперь умирать? - возмущается пенсионерка Валентина Кузнецова.
Проблема заключается не только в нехватке врачей. В электронной очереди появились мертвые души. Регистратор за стойкой рассказала, что записываются на прием одни и те же, а сами не приходят. Некоторые к одному и тому же врачу записываются пять дней в неделю, а потом выбирают для себя наиболее подходящее время.
- Один раз записался и не пришел на прием к врачу, значит, последующие приемы, скажем, в этом месяце для тебя будут платными, - предлагает член Общественной палаты Пензенской области, опытный врач Сергей Дегтярь. - У нас законом не предусмотрена ни юридическая, ни административная ответственность пациента за свое здоровье. За его сохранность отвечает система здравоохранения. А пациент может пить, курить, избегать профосмотров и диспансеризации, и ничего ему за это не будет. Мало того, он мешает заботиться о здоровье другим гражданам.
За прием пациента с полисом ОМС платит работодатель, а за неработающих граждан - бюджет.
- Пациент не пришел, поликлиника не получила деньги. Больница несет убытки. С главврача требуют показатели. Отсюда и появляются приписки, - говорит Сергей Дегтярь. - Пора менять законодательную базу и переводить ОМС на принцип работы частных клиник за рубежом. Если человек не явился вовремя на профосмотр, то дальше он лечится за свой счет. Переход должен быть плавным, надо людям дать время привыкнуть к реалиям, но это неизбежно.
- Я полностью согласен с коллегами, нужно вводить ответственность пациента за здоровье. В каком виде это лучше сделать, необходимо обсуждать. Тем, кто задерживает очередь, пора выдавать "черные метки", которые будут блокировать доступ к электронной записи без определенной процедуры - личного обращения в регистратуру, - говорит зампредседателя регионального Заксобрания.
В минздраве области признают факт недобросовестного отношения со стороны отдельных пациентов, однако предлагают обойтись пока мерами технического характера.
- Программой госгарантий количество обращений граждан за медицинской помощью в любом виде не ограничивается. Министерство поддерживает инициативу Общественной палаты и допускает возможности внедрения каких-то технических ограничений, не позволяющих записываться одному и тому же пациенту к одному и тому же врачу несколько дней подряд, - говорит начальник отдела министерства здравоохранения Пензенской области Наталья Тюгаева.
Чтобы уменьшить количество неподтверждаемых в последующем посещений, минздрав предлагает ввести практику дозвона до пациентов, записавшихся на прием, как это принято в частных клиниках. Однако для этого придется дорабатывать компьютерную программу.
- Подобная инициатива всего-навсего нарушит Конституцию РФ, - говорит руководитель Общероссийской общественной организации "Лига защитников пациентов" Александр Саверский. - Лучше бы чиновники подумали о штрафах за отсутствие возможности получить медицинскую помощь своевременно. Или они думают, что человек, записавшись на прием через неделю, все еще в нем нуждается? Он либо умер, либо заплатил, либо плюнул. Так что пусть сначала у себя бревна в глазу поищут, прежде чем искать соринку у пациентов.
В региональном отделении ФОМС комментировать данную инициативу отказались, сославшись на действующее законодательство. По полису обязательного медицинского страхования максимальный размер суммы не ограничен и каждый пациент получает тот объем помощи, который ему необходим.