Такие цифры привели участники круглого стола "Итоги работы по противодействию распространению некачественного топлива в Нижегородской области. Определение направлений работы и новых задач", состоявшегося в рамках 18-го Международного научно-промышленного форума "Великие реки". Впрочем, участники не ограничились лишь констатацией фактов: по итогам круглого стола будет подготовлена резолюция, в которой эксперты рекомендуют органам власти действенные меры, направленные на борьбу с "паленым" топливом.
- В прошлом году Приволжское межрегиональное территориальное управление Росстандарта провело в регионе 128 проверок автозаправочных станций (АЗС), в том числе 42 - совместно с прокуратурой, - рассказывает Виктор Лунин, председатель комитета Законодательного собрания Нижегородской области (ЗСНО) по экологии и природопользованию. - 39,8 процента проверок выявили нарушения в деятельности АЗС: есть претензии к нормативным документам, к качеству топлива. В целом по Приволжскому федеральному округу ситуация еще хуже - 46,8 процента проверенных АЗС работали с нарушениями. Как правило, нарушают владельцы небольших сетей автозаправочных станций. Вертикально-интегрированные компании ведут себя добросовестно.
Но тот факт, что наш регион выглядит "выше среднего" по округу, никоим образом не может настраивать нижегородцев на оптимистичный лад. По мнению Виктора Лунина, владельцы АЗС просто притихли на время проверок и стали меньше "хулиганить". Динамика выявления нарушений, кстати, подтверждает это: в первом полугодии их зафиксировано больше, чем во втором. Надолго ли притихли?
- Законодательство предусматривает: контролирующие органы должны уведомить владельца АЗС о предстоящей ревизии за три дня до нее, - говорит Виктор Лунин. - Там, где уведомляли, выявили нарушения только в каждой четвертой проверенной АЗС (26,7 процента). А там, где ревизия нагрянула без предупреждения (такое возможно по жалобе потребителя, например) - в двух из трех (66,7 процента). Давайте поправим закон, зачем хулиганов уведомлять?
Предложение об изменении законодательства в части проверок - лишь один из пунктов резолюции. Но только ужесточением правил проведения ревизий дело до конца не довести, уверен Виктор Лунин.
- В нашей резолюции одно из основных положений - законодательно запретить продажу через топливо-раздаточное оборудование всех нефтепродуктов, за исключением бензина, дизельного и газомоторного топлива, - говорит он. - Сегодня же автомобилист рискует залить в бак вместо солярки моторное топливо (его еще называют судовым маловязким), например. Техрегламент Таможенного союза позволяет продавать его на АЗС, торговать им выгодно. А заправщица еще скажет водителю: "Да моторное топливо почти такое же, как солярка, только дешевле".
Чем рискует в таком случае автомобилист? Мотором, а порой здоровьем и даже жизнью. Известны случаи, когда судовое маловязкое топливо, залитое вместо дизельного, зимой попросту леденело в фильтрах, машина глохла, а люди замерзали.
- Мы вносим также предложение о конфискации имущества нарушителей - емкостей, бензовозов и прочего, - продолжает депутат ЗСНО. - Сегодня недобросовестных продавцов нефтепродуктов только штрафуют. Отдал он 100 тысяч рублей, переименовал свою контору и продолжает свое нечистое дело. А если у него отобрать оборудование, то пусть попробует вернуть его через суд, доказав, что продавал качественный бензин.
Как председатель комитета по экологии и природопользованию, Виктор Лунин напомнил также о том, что сегодня более 90 процентов вклада в загрязнение окружающей среды вносят именно автомобили.
- Старые машины и некачественное топливо, недостаточный контроль у выхлопной трубы - вот основные причины неблагополучия. Нам необходимо подталкивать людей к обновлению автопарка, в том числе и рублем, - резюмировал Виктор Лунин.
Важную роль в борьбе с контрафактом (в том числе и топливным) может сыграть и общественность. Алексей Смирнов, представитель общественной организации "Народный контроль" (Владимирская область) ознакомил собравшихся с тем, как в регионе организован ликбез потребителей.
- По требованию покупателя продавец должен показать товарно-транспортную накладную, но мало кто об этом знает даже из числа сотрудников АЗС, не говоря уже об автомобилистах, - рассказывает он. - А сопроводительные документы, между тем, о многом могут рассказать. Мы по мере сил и возможностей проводим во Владимирской области с людьми занятия, на которых разъясняем их права.
По мнению Смирнова, контроль над АЗС необходимо организовать и координировать на четырех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном и общественном. У общественников, к слову, полномочий не меньше, чем у надзорных органов: они могут проверить продавца без предупреждения.
Кристина Киптенко, руководитель Центра экономической конъюнктуры комитета Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по энергетической политике и энергоэффективности, рассказала о результатах проверок АЗС, проведенных Генпрокуратурой совместно с Росстандартом в 2015 году. По их итогам установлено, что основными поставщиками некачественного топлива на рынки регионов являются независимые мелкие заправки и мини-заводы по переработке нефти. Реализация топлива не соответствующего качества в сети крупных нефтяных компаний минимальна.
- Среди предложений РСПП - разработка и утверждение на федеральном уровне порядка учета нефтепродуктов при их выпуске в обращение, транспортировке, хранении и реализации, а также требований по обеспечению сохранения состава и свойств нефтепродуктов при их движении от изготовителя до потребителя, - говорит Кристина Киптенко.
Также РСПП предлагает более активно применять статью 14.33 КоАП РФ о недобросовестной конкуренции - в части привлечения к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства путем введения в заблуждение потребителей при реализации продукции, качество и свойства которой не соответствуют заявленным.
Предложение о расширении практики применения статьи 14.33 КоАП РФ в отношении лиц, допускающих нарушения в области качества и безопасности реализуемого моторного топлива, а также предложения РСПП по разработке нормативных правовых актов по учету нефтепродуктов и обеспечению сохранения их свойств вошли в проект доклада президенту страны, подготовленного Минэнерго России и направленного в правительство РФ.