По его словам, сегодня в России практически отсутствуют скоростные речные перевозки на внутренних водных путях, а малые реки, имея большую протяженность, вообще лишены водного транспорта. Одна из причин этого - обмеление, особенно это касается верховьев больших водных артерий и их притоков. Есть целые прибрежные территории, фактически отрезанные от "большой земли" из-за отсутствия автомобильного и железнодорожного транспорта. Даже при наличии природных ресурсов экономика там умирает, люди уезжают. Вернуть жизнь этим территориям и водным артериям могут уникальные разработки Волжского государственного университета водного транспорта.
Коллектив под руководством конструктора Евгения Фальмонова представил на форуме "Великие реки" несколько вариантов речных судов, аналогов которым в мире сегодня нет. Основная идея состоит в том, чтобы вернуться от винтов к гребным колесам, которые были широко востребованы на судах в прошлом, но принципиально изменив схему.
Основу таких судов составляет колесный движительно рулевой комплекс (КДРК), который, упрощенно, представляет собой два цельно сваренных гребных колеса с изогнутыми лопастями, каждое со своим управляемым приводом. При этом колеса могут вращаться автономно друг от друга, а также опускаться и подниматься, в зависимости от глубины водоема в данном месте.
Это дает сразу два серьезных преимущества перед речными судами с обычным гребным винтом. По сравнению с ними суда с КДРК могут иметь осадку от 40 сантиметров (1/4 диаметра гребного колеса), что позволяет проходить самые мелкие участки. Но даже если такое судно сядет на мель, не нужно будет вызывать дополнительную помощь, чтобы вытащить его. Судно с таким устройством самостоятельно снимется с мели, опустив колеса на дно, и продолжит путь дальше. А благодаря раздельно-управляемому приводу колес и винтовой форме лопастей судно получает лучшую управляемость и маневренность, что позволяет легко проходить извилистые повороты малых рек.
Такие суда могут обладать различной грузоподъемностью - от 15 до нескольких тысяч тонн, перевозить как пассажиров, так и различные грузы. КДРК можно установить на изгибаемый мелкосидящий состав, состоящий из головной и ведущей секций с шарнирным сочленением, и при этом такие суда намного экономичней винтовых, имеющих такую же малую осадку.
Но еще большие перспективы имеет судно на воздушной подушке (СВП) с КДРК со специальными амфибийными гребными колесами. По сути, это амфибия, способная передвигаться не только по воде, но и по замерзшей реке. В отличие от известных судов на воздушной подушке колесные СВП не будут создавать самолетного шума, иметь уменьшенную в 2-3 раза потребную мощность, а благодаря постоянному контакту колес с несущей поверхностью - улучшенную управляемость. При этом они могут выходить на берег для посадки-высадки пассажиров в любом месте.
Как считают разработчики, в связи со всем вышеперечисленным появление судов с КДРК может произвести в речных перевозках целую революцию. Области их применения на внутренних водных путях широки. Это туризм, пассажирское сообщение, в том числе скоростное внутри населенных пунктов. Суда с КДРК могут выступать в качестве паромов и спасательных судов, поскольку способны работать в любых условиях. Транспортировать грузы в труднодоступные места, там же выступать в качестве мобильных пунктов комплексного обслуживания населения (бытовых, здравоохранения, торговли и других). Их можно использовать для охраны водных границ, особенно на реках с мелями, засоренной акваторией, с меняющимся руслом.
Особенно они могут быть интересны регионам с труднодоступными территориями и большим количеством рек, таким, например, как Ханты-Мансийский автономный округ. Но и, например, для соседней Кировской области, где судоходство на обмелевшей Вятке практически исчезло.