Между тем вложения в основной капитал предприятий края продолжают сокращаться. По данным Главного управления экономики и инвестиций региона, это связано с низкой доступностью кредитных ресурсов. Жесткие условия кредитования, высокие процентные ставки и отсутствие свободного залогового обеспечения не позволяют предприятиям привлекать заемные средства в необходимых объемах. И хотя в первом квартале 2016 года темпы кредитования реального сектора в крае увеличились на 12,9 процента (до 34,9 миллиарда рублей), к докризисным показателями они еще не приблизились (в первом квартале 2014-го объем выданных кредитов достигал 50,9 миллиарда рублей).
В этих условиях региональные власти решили использовать все возможные инструменты для поддержки инвестиционной активности. В частности, поправки к закону, вынесенные на общественное обсуждение, предусматривают создание в крае регионального фонда промышленности, который бы предоставлял льготные займы на реализацию инвестиционных проектов. На уровне федерации такой институт действует уже полтора года и выдает льготные кредиты под пять процентов годовых, что в три-четыре раза ниже действующих в регионе банковских процентных ставок.
- Мы создадим свой региональный фонд и будем ждать, когда на федеральном уровне решится вопрос о его финансировании - это, в лучшем случае, будет в 2017 году, - прокомментировал инициативу корреспонденту "РГ" начальник Главэкономики края Николай Чиняков. - Надеемся, что основную часть расходов возьмет на себя федеральный бюджет. Многие регионы рассчитывают на соотношение девяноста пяти к пяти, но у минпромторга РФ нет таких денег. Поэтому пока неизвестно какую пропорцию предложит министерство и потянут ли ее регионы. Кроме того, планируется градация: крупные инвестиционные проекты стоимостью свыше 0,5 миллиарда рублей будет кредитовать федеральный фонд промышленности, небольшие - региональный.
В Главэкономике отметили, что в крае уже есть аналогичные инструменты поддержки. С 2001 года в регионе действует Краевой лизинговый фонд, но в основном он кредитует сельхозпроизводителей. Так, в прошлом году из 300 миллионов рублей, потраченных на приобретение оборудования через фонд, только десять миллионов рублей направлено на промышленный лизинг. Хотя при ставке в семь процентов годовых на остаток средств такая форма поддержки весьма востребована: сегодня заявок от предприятий в три раза больше, чем объем фонда.
Еще одна новая форма поддержки - специальные инвестиционные контракты, которые регион заключает с субъектами бизнеса, прописывая в нем все обязательства и преференции. "Спики" предусматривают снижение федеральных и региональных налогов, а также приоритетное участие в госзаказе. В России таких контрактов заключено немного, и Алтайский край пока только изучает практику. Но, как стало известно корреспонденту "РГ", два предприятия уже готовят документы на их заключение, и летом краевые власти планируют провести консультации с минпромторгом России о возможных преференциях.
Кроме того, в регионе решили ввести практику выдачи земельных участков без проведения торгов для реализации инвестиционных проектов, что также рассматривается в качестве поддержки бизнеса. Претендовать на нее могут только приоритетные инвестпроекты. К ним региональные власти предложили отнести любые проекты стоимостью свыше полумиллиарда рублей, а также реализуемые в ОЭЗ, игорной зоне, индустриальных и агропромышленных парках, моногродах, ТОРах и кластерах. Однако не все эксперты согласны с таким подходом.
- С одной стороны, перечень приоритетных проектов слишком узок, поскольку ограничен объемом инвестиций не менее полумиллиарда рублей, - отмечает директор Международного института экономики, менеджмента и информационных систем АлтГУ Евгений Шваков. - Для сельской местности это большая сумма, тем более что речь идет о капитальных вложениях, а не об оборотных средствах. Для некоторых некапиталоемких отраслей это серьезное ограничение. С другой стороны, этот перечень очень широк, так как проекты участников кластеров, промышленных парков, резидентов различных зон априори рассматриваются как приоритетные.
Но разработчики поправок к закону настаивают на такой трактовке статуса "приоритетный проект".
Николай Чиняков, начальник главного управления экономики и инвестиций Алтайского края:
- Мы сознательно расширили спектр отраслей и направлений. И ставку сделали именно на освоение новых площадок, поэтому за основу взяли инвестиции, а не оборотные средства. В Калужской области региональный закон о приоритетных проектах действует уже год, но за это время из восьми претендентов ни одному не был присвоен такой статус. Мы же хотим, чтобы наш закон действовал. У нас уже есть ряд проектов, которые могут стать приоритетными.