19.05.2016 17:45
    Поделиться

    Лучшие современные танцоры Азии покорили Петербург

    Ведущий театр современного танца Азии "Клауд Гейт" дал три спектакля на сцене Александринского театра в рамках специальной программы Международного театрального фестиваля имени Чехова.

    "Клауд Гейт" ("Небесные врата") - давние друзья и партнеры Чеховского фестиваля, нынешний приезд театра под руководством знаменитого хореографа Лин Хвай-Мина в Россию стал седьмым. В этот раз гости привезли два одноактных балета, соединенных в один спектакль.

    Музыкальной основой балета "Белая вода" стали фортепианные произведения французских композиторов Эрика Сати, Альбера Русселя, Жака Ибера, Мориса Оана и несколько пьес известного турецкого композитора Ахмета Аднана Сайгуна.

    "Гимнопедии" Эрика Сати - первооткрывателя и предтечи минимализма как нельзя лучше сочетаются с каллиграфической и медитативной хореографией Лин Хвай-Мина. Лаконичность движений, костюмов и образов производит завораживающее впечатление, которое маэстро Лин дополняет оригинальными визуальными эффектами. Черно-белая река, изображение которой транслируется на заднике, то неспешно струится между камней, как на старинных восточных миниатюрах, то кипит прозрачной пеной и превращается в водопад, то вовсе замирает.

    Танцоры, одетые в белые льняные туники, повторяют движения водного потока на протяжении тринадцати отдельных номеров - сольных, парных и групповых. Их движения - блестящее соединение танцевальных техник Востока и Запада, пластики традиционной китайской оперы и боевых искусств. В какой-то момент танцоры словно бы растворяются на фоне водной стихии. Зеленый цвет сетки, которую маэстро Лин использует для создания этой световой иллюзии, становится единственным ярким акцентом монохромного действия.

    "Пепел", который поставлен на музыку Шостаковича, более экспрессивен. Струнный квартет №8 до минор, которому сам автор отводил роль реквиема и автонекролога, был написан Шостаковичем всего за три дня в ходе его поездки в Дрезден, который после войны еще лежал в страшных руинах.

    Хореографическое воплощение квартета отсылает зрителя к фрескам Pinturasnegras ("Черные картины") Франсиско Гойя. В зал ползет столб пепла, танцоры в темно-коричневых одеяниях то пугливо сбиваются в толпу, словно ища защиты друг у друга, то вырываются, чтобы тут же упасть замертво. Их грязные, закопчённые словно от пожарищ лица перекошены от ужаса, прически взлохмачены… рассказывают, что художник по костюмам Ма Кэ два месяца выдерживала костюмы в земле, чтобы добиться нужного трагического эффекта. Финал, где танцоры стоят плечом к плечу, глотая воздух широко раскрытыми ртами, напоминает культовую серию "Крик" Эдварда Мунка.

    Как рассказала Первый заместитель генерального директора Международного театрального фестиваля имени Чехова Карина Цатурова, идея привезти одноактные балеты "Белая вода" "Пепел" в Россию, начав гастрольный тур именно с Санкт-Петербурга, родилась сразу, как только стало известно о том, что свою последнюю работу маэстро Лин поставил на музыку Шостаковича. Ведь премьера квартета, вызвавшая в 1960 году огромный резонанс среди музыкантов и слушателей, состоялась именно в городе на Неве.

    - Мы хотели показать неподдельный интерес к российскому культурному наследию, его осмысление выдающимися, всемирно признанным деятелям культуры, - отметила Карина Цатурова. - То, что тур начался в Петербурге - городе, с которым тесно связано имя Шостаковича и который в полной мере ощутил на себе тяжести войны, кажется нам очень символичным. Труппа театра и сам маэстро Лин признаются, что здесь они получили мощный эмоциональный заряд на весь гастрольный тур.

    Лин Хвай-Мин, кажется, остался доволен тем, как прошли петербургские гастроли. Во время спектаклей он сосредоточенно наблюдал за сценическим действием, скрупулезно фиксировал свои впечатления в блокноте, а в конце долго аплодировал своим артистам вместе с местной публикой.

    - Мы все находимся под сильным впечатлением от Санкт - Петербурга. Стоит отметить прекрасную организацию наших выступлений Александринским театром, горячий отклик зрителей, их бурные овации после концертов. Мы рады начать гастрольный тур с города, где творил Шостакович, и в будущем хотели бы не раз вернуться в прекрасный майский Петербург, - с улыбкой отметил маэстро.

    Из Петербурга "Клауд Гейт" отправится в Москву - 21, 22, 23 мая пройдут показы спектакля в Театре им. Моссовета. Завершатся гастроли в Екатеринбурге - 29, 30 мая на сцене Свердловского государственного академического театра оперы и балета.

    Досье "РГ"

    Лин Хвай-Мин - основатель и художественный руководитель Театра танца "Клауд Гейт" ("Небесные врата"), самый известный азиатский хореограф. Изучал традиционные движения Пекинской оперы, искусство медитации, древние боевые искусства, современный танец и классический балет на Тайване, в США, Японии, Корее.

    В 1983 году основал отделение танца в Тайбейском национальном университете искусств, заведовал там кафедрой. В 1996 году успешно дебютировал в Граце (Австрия) как оперный режиссер. С 2000 года - арт-директор программы Novel Dance Series, которая представляет известные авангардистские группы и выдающихся танцовщиков мира.

    Среди наград и премий: премия Рамона Мэгсейсей (Нобелевская премия Азии), Третья премия Джона Д. Рокфеллера, Кавалер Ордена Искусств и Литературы Франции, премия "За жизненные достижения" Movimentos Internationales TanzFestival (2009). В 2000 году журнал Dance Europe назвал его "хореографом ХХ века", журнал Ballet International - "лицом года", наряду с Мерсом Каннингемом, Пиной Бауш, Уильямом Форсайтом. В 2005 журнал Time назвал его героем Азии. В 2012-13 гг. Лин Хвай-Мин стал "наставником танца" в проекте RolexMentorand ProtégéeArts Initiative. В 2013 The American Dance Festival присудил Лину премию Samuel H. Scripps American Dance Festival Award for Lifetime Achievement. Он стал первым лауреатом Sammy, работающим за пределами Европы и Америки. В том же году по приглашению Международного института театра Лин Хвай-Мин стал автором послания в Международный День Танца.

    Поделиться