В ООО "Старт" Каменского района на днях завершили уборку рапса: в октябре здесь ушла под снег одна из четырех тысяч гектаров.
- Осенью урожайность была более 30 центнеров с гектара, весной собрали лишь по 10. Конечно, и само зерно значительно хуже, следовательно, качество масла будет ниже, - констатирует руководитель хозяйства Николай Коковин. - Это произошло не потому, что мы разгильдяи. Просто два последних года оказались очень тяжелыми с точки зрения погодных условий: дождливое и холодное лето задержало вызревание, а снег лег очень рано - уже 20 октября.
В 2014-м ситуация была еще хуже, и не только в Свердловской области. Здесь ушло под снег 12 процентов зерновых и зернобобовых культур и восемь процентов картофеля, а в соседней Курганской - почти четверть урожая.
Можно сказать, это обычное дело: Урал - зона рискованного земледелия. Застраховаться от плохой погоды нельзя, а единственный способ минимизировать риски - проводить уборочную в кратчайшие сроки. В идеале - в течение 20 дней. Однако к такому стремительному "марш-броску" сегодня не готовы даже самые успешные и благополучные сельхозпредприятия. У большинства хозяйств парк комбайнов явно недостаточен. Как рассказал председатель наблюдательного совета СПК "Уралагроснабсбыт" Иван Сысолятин, в среднем комбайн убирает в сутки около 20 гектаров - если не ломается. Таким образом, оптимальная нагрузка на одну машину - 200-260 гектаров, тогда как реальная порой достигает 600.
Конечно, сегодня ситуация значительно лучше, чем еще 10-15 лет назад, когда износ сельхозтехники был просто критическим. Парк хоть и медленно, но обновляется, в значительной степени благодаря господдержке. В прошлом году из регионального бюджета на приобретение новой техники хозяйствам было выделено около 350 миллионов рублей, еще 200 миллионов на эти цели направлено из фонда поддержки малого предпринимательства. Сами сельхозпроизводители инвестировали около миллиарда рублей, но это, подчеркнем, общие цифры, включающие затраты и на комбайны, и на сеялки, и на роботизированные доильные комплексы.
В этом году, как сообщил министр АПК и продовольствия Свердловской области Михаил Копытов, на покупку новой сельскохозяйственной техники из облбюджета будет выделено не менее 310 миллионов рублей: селянам компенсируют от 20 до 40 процентов затрат. При этом расширен перечень техники, на приобретение которой можно получить субсидии, а также принято решение финансировать первоначальный взнос при приобретении машин в лизинг. Техника нынче тоже уже совсем не та, что десяток лет назад: один новый комбайн Acros по производительности заменяет пару "Енисеев" или полтора "Дона-1500", про "Ниву" и говорить нечего. Тем не менее нагрузка на уборочную технику на Урале значительно выше нормативной.
Собственно, отмечает министр, существует три варианта решения проблемы: приобрести комбайны на свои или кредитные деньги и затем подать документы на получение компенсации, взять машины на пять лет в лизинг либо пригласить на уборку урожая богатых соседей с их техникой.
Вариант номер два для большинства хозяйств предпочтительней, поскольку свободных денег ни у кого нет, а банки второй год селян практически не кредитуют: профильный Россельхозбанк в прошлом году выдал на посевную 86 миллионов рублей на всю Свердловскую область, нынче - 110 (для сравнения: в 2014 году объем кредитования составлял 852 миллиона).
В то же время в течение четырех лет в России действовала специальная программа обновления парка сельхозтехники: Росагролизинг поставил в регионы более шести тысяч новых машин, в том числе 1666 комбайнов. При этом получить их можно было без первоначального взноса. Это, безусловно, выгодно, и хозяйства Среднего Урала набрали техники почти на 170 миллионов рублей. В этом году программа завершилась, но Росагролизинг готов ее продлить и выделить области квоту при одном условии: сначала нужно заплатить долги. А вот с этим возникли проблемы.
Просрочка свердловских сельхозпредприятий в сумме невелика - 10,9 миллиона рублей, но погасить ее полностью вряд ли получится. Дело в том, что несколько неплательщиков находятся в стадии банкротства, причем помочь им выбраться из долговой ямы не хотят ни коллеги, ни областное министерство. Как рассказывают аграрии, владельцы этих безнадежных хозяйств давно и успешно возделывают "долговую ниву" - банкротят уже не первое сельхозпредприятие, выводят активы и снова копят долги. Собственники, к слову, весьма известные в регионе предприниматели.
Все бы ничего, если бы лизингодатель просто забрал у должников неоплаченную вовремя технику и заключил договоры на новые поставки с добросовестными плательщиками. Но беда в том, что в предыдущие годы взаимоотношения с Росагролизингом регион строил как единое целое и теперь несет коллективную ответственность: не погасит Свердловская область просрочку в полном объеме - новых машин не получит никто. Добросовестные плательщики оказалаись заложниками недоработанного механизма возврата средств.
По мнению Ивана Сысолятина, крайне важно, чтобы государство поддержало крестьян в решении этого вопроса: после двух провальных лет нынче на Урале ожидается хороший урожай, комбайнов потребуется много. Новая техника позволит не только сильным, но и средним хозяйствам вовремя завершить уборку, получить хороший доход, а слабым - остановить падение. Министр возражает: новые договоры лизинга только увеличат их и без того огромные долги, и где гарантия, что они снова не создадут просрочку?
В общем, как выходить из ситуации, неизвестно: по словам Михаила Копытова, бюджет заплатить за должников не может - статьи такой не предусмотрено. Просить банки о выделении им кредитов тоже рискованно: никто не поручится, что деньги будут потрачены по назначению.
Председатель правительства Свердловской области Денис Паслер обратился в федеральный минсельхоз и в Росагролизинг с просьбой найти возможность выделить квоту региону, в частности, работая через кооператив - сублизингодателя по Свердловской области. Решение пока не принято. Между тем время не ждет.
Анатолий Никифоров, председатель СПК "Килачевское":
- У нас крупное хозяйство, нам несколько проще решать вопрос приобретения техники, чем фермерам, для которых это огромная проблема: даже комбайн "Нива" сегодня стоит 4,5 миллиона рублей, а машины более высокого класса - более 10 миллионов. Выход я вижу в том, чтобы перенять передовой зарубежный опыт. Фермерам нужно кооперироваться, как это делается во всем мире. Кооператив, имея МТС, базу для сушки и хранения урожая, будет заниматься также и реализацией продукции. Но на старте кооперативам необходима помощь государства. Я еще в 90-е годы бывал во Франции, в США - там давно развита система кооперации. При этом государство вкладывает в поддержку сельского хозяйства огромные деньги: строит за счет бюджета дороги к фермам, газопроводы и т.д. Мы же, ничего не вкладывая, ждем решения вопроса продовольственной безопасности. Так не бывает.