Новости

19.05.2016 14:15
Рубрика: В мире

Сергей Мельниченко: Шансы найти Airbus 320 есть

Сегодня утром самолет Airbus 320 компании EgyptAir, выполнявший рейс Париж - Каир, пропал с радаров, находясь в районе греческого острова Карпатос в воздушном пространстве Египта. На борту находились 56 пассажиров и 10 членов экипажа.

Сейчас зона в 40 миль над местом, где предположительно исчез А320, объявлена закрытой. Поиск самолета ведут суда Минобороны Греции и добровольно присоединившиеся к ним торговые суда. О готовности участвовать в поисковой операции объявили ВМС Великобритании. По сообщению CNN, температура воды в зоне крушения такова, что позволяет человеку оставаться в живых на протяжении полутора суток.

О том, как ведутся поиски пропавших самолетов и от чего зависит их успех, "РГ" рассказал генеральный директор Международного консультативно-аналитического агенства "Безопасность полетов" Сергей Мельниченко.

Какие шансы найти самолет на дне моря?

Сергей Мельниченко: Шансы есть. Все произошло не так далеко от берега. Это не как с малазийским Boeing 777-200, который пропал два года назад и который ищут на удалении полутора тысяч километров от ближайшего побережья. Что касается египетского самолета, известно последнее место его нахождения по метке радиолокатора. Поэтому зона поиска будет не такой обширной. Кроме того, в этом районе Средиземного моря глубины не должны быть очень большими. Будут, естественно, проводиться глубинные работы по поиску "черных ящиков", деталей конструкций, чтобы установить, что же на самом деле произошло с этим самолетом.

Какие есть прецеденты пропажи лайнеров над морем?

Сергей Мельниченко: Когда в 2009 году над Атлантикой разбился аэробус А330 Air France, то сначала в океане нашли плавающие детали самолета, которые состояли из композитов. А вот сами черные ящики подняли со дна только через 2 года.

Известно с десяток случаев, когда не было обнаружено ни тел, ни обломков. Один из самых первых произошел в 1937 году, когда при попытке облететь земной шар пропал самолет пионера авиации Амелии Эрхарт. Ее искали сотни человек, обследовались колоссальные поверхности океана и островов. В 1991 году на одном из атоллов был обнаружен кусок алюминия. Заявлено, что он принадлежит самолету Эрхарт. Однако без серийного номера многие специалисты воспринимают это утверждение как голословное.

В мае 2003 года из международного аэропорта в Луанде был угнан Боинг 727-223. Но на его борту не было пассажиров. Самолет без связи и диспетчерского разрешения вырулил на взлетно-посадочную полосу, взлетел и удалился в направлении Индийского океана. Больше его никто не видел.

Но одна из самых загадочных историй - пропажа в ночь на 8 марта 2014 года малайзийского Boeing 777-200, совершавшего рейс MH370 из Куала-Лумпура в Пекин с 227 пассажирами и 12 членами экипажа на борту. Предполагается, что самолет потерпел катастрофу в южной части Индийского океана. Стоимость поисков этого лайнера уже превысила 100 миллионов долларов. И поиски пока не привели ни к чему - ни "черных ящиков", никакой зацепки. Находили какие-то обломки, еще что-то. Но расследование не продвинулось вперед ни на йоту. Неизвестность породила десятки, если не сотни версий, теорий и откровенных спекуляций. Но ни одна до сих пор не дала ответ: где самолет и что с ним произошло? И это при том, что рейс MH370 выполнялся на современном, напичканном всякого рода электроникой широкофюзеляжном самолете. Главная проблема: из-за несовершенства оборудования самоидентификации самолеты в течение продолжительного времени не удается обнаружить.

Какие уроки можно извлечь из всех предыдущих похожих трагедии?

Сергей Мельниченко: Они на поверхности. Совершенно ясно, что существующие планы действий поисковых и спасательных групп, гражданских и военных диспетчерских служб, а также процедуры согласования между ними требуют детального анализа и внесения соответствующих поправок в документы. И это касается не только государств региона, а каждого из 191 договаривающегося государства ИКАО. Интенсивное использование воздушного пространства над Мировым океаном требует организации глобальной системы обеспечения безопасности полетов международной гражданской авиации.

И ИКАО, и производителям авиационной техники придется серьезно думать над тем, что можно предпринять, чтобы "черные ящики" могли автоматически отсоединяться от воздушного судна за мгновение до его столкновения с поверхностью земли и воды, а аварийные маячки, обозначающие местонахождение воздушного судна и "черных ящиков", могли бы передавать сигналы значительно дольше, чем сейчас. Возможна и автоматическая передача всей информации "черных ящиков" о ходе выполнения полета через спутник наземным станциям.

С какой максимальной глубины поднимались "черные ящики" и были ли они "говорящими"?

Сергей Мельниченко: В случае с аэробусом Air France "черный ящик" был обнаружен на глубине 4 километра. И он рассказал, что происходило на борту: самолет попал в режим сваливания, и экипаж не предпринял ничего для того, чтобы выйти из него.

Конструкция "черных ящиков" такова, что они должны выдерживать и сильнейший удар, и сильнейший нагрев, и погружение на морскую глубину. Самое главное, в каком состоянии они были на самолете в момент контакта с водой. Основная задача найти самописцы и достать их. После этого пойдет уже стандартная процедура расшифровки информации.

В мире Европа Греция В мире Африка Египет Экономика Транспорт Авиатранспорт Катастрофа самолета EgyptAir в Средиземном море Авиабезопасность РГ-Видео