По меткому выражению одной из участниц встречи, за последние 25 лет в стране сложилась тенденция, когда "народ уже не хочет, чтобы искусство принадлежало ему". О том, как оторвать его от телевизионного экрана и компьютера и вернуть в театры, выставочные залы и музеи, шла речь на круглом столе в выездной редакции "РГ", работающей в эти дни на форуме "Великие реки".
Как рассказал директор Кстовского историко-краеведческого музея Александр Трусов, в их небольшом городе, где нет даже дома культуры, практически нет и культурной среды. И в этих условиях на музей ложится особая функция. Чтобы завлечь людей в учреждение культуры, которое обладает богатой коллекцией, его сотрудники придумали проект "Музей на колесах". Сотрудники музея вывозят часть экспозиции в тот или иной населенный пункт района, учреждение или в школу, и таким образом люди уже сами идут в музей, а, например, школы выбирают свою музейную программу.
Просто поразительную историю рассказала заместитель директора по науке Нижегородского государственного выставочного комплекса Ирина Маршева. Как показывает статистика посещений, классическое изобразительное искусство в разных его формах мало привлекает читателей, из-за чего залы комплекса практически пустуют. В связи с этим его сотрудники пошли на смелый эксперимент: они организовали выставку "Свобода творчества", собранную из произведений художников и скульпторов-любителей.
- Многие отнеслись поначалу к этой затее с недоверием, - говорит она, - но выставка, где были представлены картины, созданные пожарными и врачами, водителями и предпринимателями, имела такой успех, число посещений комплекса выросло в 50 раз! И если в 2014 году, когда прошла первая "Свобода творчества", на выставке было представлено 247 произведений более чем 80 авторов, то в этом году было около 500 произведений более чем 170 авторов. За месяц выставку посетило уже более семи тысяч человек. По сути она стала "минутой славы" для самодеятельных художников.
Необычные формы работы ищут и в архитектурно-этнографическом музее-заповеднике "Щелоковский хутор". Они пригласили знаменитого фотохудожника Михаила Бурлацкого, который по старинной технологии с помощью фотопластин запечатлел местных жителей в национальных дореволюционных костюмах. Таким образом возникла необычная выставка, вызвавшая оживленное обсуждение в соцсетях.
Еще более необычный проект родился на территории музея-заповедника. Как рассказала его директор Марина Бугрова, там, не боясь близости людей, поселилась семья ястребов-тетеревятников. Работники музея установили видеокамеру и стали в прямом эфире показывать жизнь птиц, в том числе, рождение птенцов, в Интернете. Ролик посмотрело уже более 10 тысяч человек, и число зрителей растет на глазах.
А директор Чувашского государственного художественного музея Геннадий Козлов рассказал, как оказавшись без денег на пополнение фонда, его сотрудники стали искать различные способы, чтобы закрыть брешь. Для этого они поставили условие художникам, выставляющимся в музее, чтобы те отдавали в дар музею одну из своих картин в качестве комиссии. Точно так же по одной картине должны отдавать музею участники художественных пленэров.
Заместитель директора по развитию Пермского краеведческого музея Татьяна Вострикова, по ее словам, фактически стала для учреждения "антикризисным менеджером". Теперь она мониторит все культурные конкурсы, изыскивая для музея гранты, которые помогают выживать учреждению в непростое время. А заместитель директора Марийского национального театра Валерий Андреев рассказал о том, что артисты ставят пьесы Шекспира на марийском языке, что имеет огромный успех у зрителя.
Словом, каждый выживает, как умеет, а сложное время заставляет искать нестандартные подходы.