Юбилей у нас, господа! Юбилей! Шестьдесят лет конкурсу Евровидение!
Ну? Что-то не вижу улыбок, моря цветов и восторга публики. Эх, не готова публика радоваться по этому поводу. Публика смотрит мрачно - у нее к конкурсу претензии. И вообще. И в частности, к последнему.
Сказано же было: "Улыбайтесь, господа! Умное лицо - это еще не признак ума". Не услышала публика. Мы привыкли ко всему относиться предельно серьезно, а уж ко всему международному - тем паче.
Тут разные ходят разговоры по поводу того, насколько Евровидение - престижный конкурс. В день юбилея неплохо бы оглянуться и поглядеть, например, а кто за эти годы побеждал.
Во всех справочных материалах приводят два имени, которым конкурс помог раскрутиться: "АВВА" и Селин Дион. Два... За шестьдесят лет...
Прибавим к ним еще Тото Кутуньо. Я - ни разу не знаток и даже не особый любитель эстрады - могу назвать еще Дану Интернэшнл, Александра Рыбака и Диму Билана. Это все из певцов-победителей, которые мне ведомы. За более чем полувековую историю. Как говорил герой одного мультика: маловато будет.
Конкурс Евровидения замышлялся как конкурс песни. И сейчас на его логотипе написано "Конкурс песни". Уважаемая публика! Кто может напеть песню, которую пел Монс Сельмерлев? Позабыли кто это? Это прошлогодний победитель. А что пела Кончита Вурст? Не-не, не как выглядел(ла) сей персонаж, а что пел(а)? А кто готов насвистеть песню Джамалы - нынешней победительницы?
Мне кажется, что в эстрадной песне главное, чтобы она запоминалась. Как было у Рыбака или Билана. Но Евровидение давно перестал быть конкурсом песен. Он превратился в конкурс шоу и скандалов - таков реальный итог 60 лет существования. Не припомню, чтобы песни - то есть суть конкурса - обсуждали с такой же страстью, как внешний вид Кончиты Вурст, или нынешнюю ситуацию, когда большинство зрителей проголосовало за Лазарева, а он в итоге занял лишь третье место.
Можете меня четвертовать, но я вообще не очень понимаю, чем принципиально отличаются, скажем, песня Лазарева и занявшей второе место Дэми Им. Скажу еще больше: за редким исключением, я вообще не очень понимаю, чем отличаются друг от друга песни, которые звучат на этом конкурсе. То есть они, конечно, разные, но я говорю о принципиальных отличиях. Понятно, что я - ни разу не знаток, но, на мой скромный взгляд, конкурсы популярной музыки и проводятся не для знатоков.
Что такое конкурс Евровидения сегодня, через 60 лет после его создания? Это такое яркое шоу, где выступают, как правило, довольно средние певцы, которые очень стараются поразить зрителя не собственно пением и не песней, а всяким антуражем. Думаю, скажем, что, попади на Евровидение Джо Дассен - он вряд ли бы снискал лавры.
Так что же? Это плохой конкурс?
Нет. Обычный такой конкурс попсы. Развлекаловка. Не более и не менее. Мы живем в такую эпоху, когда побеждают не таланты, а шоу и эпатаж. Евровидение это отражает. Нормальное дело.
И относиться к нему, на мой взгляд, надо именно так: как к развлечению. Не как к полю политических битв, а как к развлечению.
Тут все встрепенулись потому, что некий украинский депутат сказал: мол, российских певцов пригласят на будущий год при определенных условиях. Напрасные волнения. Во-первых, если каждый раз переживать из-за того, что говорят депутаты, ни на что иное время не останется. А во-вторых, в Украине, видимо, просто позабыли, что Евровидение проводится по правилам Евровидения, а не той страны, где его проводят.
Наиболее ретивые стали махать всем, чем можно: наплюем! Не поедем! И опять скажу: чего нервничать? Хочет наша публика смотреть на такое развлечение? Пусть глядит. Во все времена люди хотят хлеба и зрелищ. Евровидение - ни разу не хлеб, а всего лишь зрелище.
На мой взгляд, ни на спортивные, ни на эстрадные соревнования не стоит возлагать ношу большую, чем они могут выдержать. Мне кажется, у нас достаточно у самих проблем, чтобы всерьез рвать глотку по поводу песенного конкурса.
Вот Михаил Турецкий предложил, чтобы в Украину поехала его группа "Сопрано" и спела бы там песню на английском, а один куплет на украинском. Для примирения. Не уверен, что какая-либо песня может кого-либо примирить. Но хочет ехать - пусть. "Сопрано" - красивые девушки. Хорошо поют. Будем смотреть и радоваться. И болеть.
За 60 лет система судейства менялась многократно. Нынешняя многим не нравится. И мне не нравится. Я помню, что когда не было никакого жюри, а все решали зрители - интриги было больше. Циферки менялись - певцы менялись местами. Смотреть было интереснее.
Но нет такой системы судейства, которая удовлетворит всех. И так уж сильно переживать по этому поводу и ломать копья - надо ли?
Мне кажется, что устраивать сильные страсти (в том числе и политические) по поводу конкурса эстрадной песни - себя не уважать, правда. Махать кулаками. Отказываться ехать. Привычно видеть во всем заговор.
Барон Мюнхгаузен, который призывал нас всех улыбаться, всегда был чуть-чуть над схваткой. Горин придумал, Захаров поставил, Янковский сыграл человека, который умудрялся иронично относиться к тому, к чему все относились излишне серьезно.
Может, пример возьмем, а?