22.05.2016 19:54
    Поделиться

    "Кремлевский балет" покажет "Эсмеральду" на фестивале в Казани

    Нуриевский фестиваль (заметим сразу: если в Уфе он Нуреевский, то в Казани принято писать Нуреева как Нуриева и, соответственно, фестиваль именовать Нуриевским) - одна из немногих сохранившихся до наших дней ласточек культурной перестройки. Впервые он был проведен в 1987 году. Тогда, в момент массового отъезда отечественных артистов за рубеж, распада старых советских форм и активизации частной инициативы, молодые и активные руководители Татарского театра оперы и балета имени Джалиля внедрили у себя известную модель: приглашать в классические спектакли своего театра звезд балета.

    Модель была известной, но сложной для воплощения. Рудольф Нуриев, величайший танцовщик нашего времени, татарин по происхождению, стал одним из козырей организаторов. Он приехал на фестиваль в 1992 году (уже не танцевать, а дирижировать балетом "Щелкунчик") и разрешил дать ему свое имя. Благодаря этому вслед за Людмилой Семенякой, Кайе Кырб, Вадимом Писаревым и другими советскими звездами в Казань удалось привлечь танцовщиков из-за рубежа. В то время, когда другие театры едва выживали, там выступал цвет мирового бал.

    В этом году на Нуриевский пригласили Сару Лэмб и Мэтью Голдинга из Королевского балета Великобритании, доверив им "Жизель", солистов Opera National de Paris Леонору Бокал, Франсуа Алю и Сэ Ын Пак в "Баядерку", Дарью Хохлову, Андрея Меркурьева и Геннадия Янина из Большого, предназначив им "Анюту", премьеров Национального балета Нидерландов Майю Махатели и Артура Шестерикова - они показали свой "Дон Кихот". Сборной приехал Мариинский театр: Владимир Шкляров и Мария Ширинкина выступили в национальном татарском балете "Шурале", Оксана Скорик и Евгений Иванченко - в "Лебедином озере". Команду исполнителей прислал театр Станиславского и Немировича-Данченко. Целых три заключительных дня фестиваля будут отданы театру балета Бориса Эйфмана, который везет "Онегина" и "Родена". К Нуриевскому приурочили премьеру с участием солистов "Кремлевского балета" - "Эсмеральду" в постановке Андрея Петрова.

    Включение в репертуар этого спектакля показательно.

    Открыв почти тридцать лет назад на фестивале секрет успеха, теперь театр стал его заложником: он сосредоточено создает национальный репертуар на классических названиях, для которых можно найти приглашенных звезд. Но постоянная ставка на гостей и предсказуемый репертуар с годами выхолостила потенциал собственной труппы. Сегодня к ее достоинствам можно отнести единообразие выучки и отличных актеров для деми-характерных партий. Но компания выглядит так, будто в Казани отключен Интернет с его балетными видеоресурсами - кордебалет и корифеи танцуют по-советски размашисто, напористо и неряшливо, но без той органики в соединении движений рук, корпуса, головы, которыми славилась отечественная школа. И теперь нужна новая идея и новые средства, чтобы труппа казанского театра могла вернуть себе былые позиции.

    Поделиться