Модель была известной, но сложной для воплощения. Рудольф Нуриев, величайший танцовщик нашего времени, татарин по происхождению, стал одним из козырей организаторов. Он приехал на фестиваль в 1992 году (уже не танцевать, а дирижировать балетом "Щелкунчик") и разрешил дать ему свое имя. Благодаря этому вслед за Людмилой Семенякой, Кайе Кырб, Вадимом Писаревым и другими советскими звездами в Казань удалось привлечь танцовщиков из-за рубежа. В то время, когда другие театры едва выживали, там выступал цвет мирового бал.
В этом году на Нуриевский пригласили Сару Лэмб и Мэтью Голдинга из Королевского балета Великобритании, доверив им "Жизель", солистов Opera National de Paris Леонору Бокал, Франсуа Алю и Сэ Ын Пак в "Баядерку", Дарью Хохлову, Андрея Меркурьева и Геннадия Янина из Большого, предназначив им "Анюту", премьеров Национального балета Нидерландов Майю Махатели и Артура Шестерикова - они показали свой "Дон Кихот". Сборной приехал Мариинский театр: Владимир Шкляров и Мария Ширинкина выступили в национальном татарском балете "Шурале", Оксана Скорик и Евгений Иванченко - в "Лебедином озере". Команду исполнителей прислал театр Станиславского и Немировича-Данченко. Целых три заключительных дня фестиваля будут отданы театру балета Бориса Эйфмана, который везет "Онегина" и "Родена". К Нуриевскому приурочили премьеру с участием солистов "Кремлевского балета" - "Эсмеральду" в постановке Андрея Петрова.
Включение в репертуар этого спектакля показательно.
Открыв почти тридцать лет назад на фестивале секрет успеха, теперь театр стал его заложником: он сосредоточено создает национальный репертуар на классических названиях, для которых можно найти приглашенных звезд. Но постоянная ставка на гостей и предсказуемый репертуар с годами выхолостила потенциал собственной труппы. Сегодня к ее достоинствам можно отнести единообразие выучки и отличных актеров для деми-характерных партий. Но компания выглядит так, будто в Казани отключен Интернет с его балетными видеоресурсами - кордебалет и корифеи танцуют по-советски размашисто, напористо и неряшливо, но без той органики в соединении движений рук, корпуса, головы, которыми славилась отечественная школа. И теперь нужна новая идея и новые средства, чтобы труппа казанского театра могла вернуть себе былые позиции.