Пилотный проект по соцнормам стартовал в 2013 году. Суть в том, что определяется базовый минимум расхода электроэнергии на одного человека, при этом он платит по низким расценкам, за перерасход плата повышается.
Перейти на повышенные тарифы при этом рекомендовано не менее 30 процентам жителей пилотных регионов. Действия социальных норм распространилось даже на садоводческие товарищества.
В минстрое уточнили, что экспериментом не занимаются. В минэнерго прокомментировали, что экономия электроэнергии не является целью внедрения соцнормы: "Основная задача - снижение перекрестного субсидирования, при котором промышленность, средние и малые компании фактически платят за население, а это негативно сказывается на производственном потенциале России и конечных ценах на товары и продукты".
Однако для промпредприятий в пяти из шести пилотных регионов введение соцнормы обернулось увеличением расходов. "Это значит, цель по стимулированию граждан к энергосбережению в полном объеме не достигнута", - констатируют аудиторы.
Начиная эксперимент, правительство планировало с 2014 года внедрить обязательную соцнорму по электричеству по всей стране. Но час "X" отложили до 1 июля 2016 года. А в феврале по многочисленным просьбам губернаторов правительство передало внедрение соцнорм на усмотрение главам регионов, объявив это делом добровольным.
После выхода постановления правительства в Республике Коми от соцнорм тут же отказались. Главный аргумент: в северных районах традиционно зимой потребляется гораздо больше электроэнергии, чем в остальной части страны, поэтому людям сэкономить на социальной норме не удастся. Да и о полярной ночи нельзя забывать. Так что с введением соцнормы плата за свет для населения только выросла бы, комментируют в Сыктывкаре.
В Приморье дискуссия о соцнормах была остановлена так и не начавшись, поскольку население, как выразился губернатор края, "реагировало достаточно сложно". В Омской области и в Калмыкии спрогнозировали, что появление соцнормы приведет к общественным протестам, и закрыли тему.
В Хабаровском крае отказ объяснили тем, что более 20 процентов населения края проживает в многоквартирных домах, куда горячая вода подается только зимой, в отопительный период, поэтому в межсезонье потребление электроэнергии на водоподогрев резко возрастает.
В Сибири и на северах зимой стоят морозы 30 градусов, при этом батареи дома чуть теплые.
В Петербурге и Ленинградской области свои причины. Еще осенью Смольный заявил, что не видит в нововведении "экономической целесообразности", поскольку отдельных новых расчетов потребуют не только квартиры с газовыми и электрическими плитами, но также общедомовое имущество: освещение лестничных клеток, работа лифтов.
А многие пермяки, исходя из опыта прошлых лет, считают, что введение соцнормы приведет только к путанице в оплате счетов, росту цен на электроэнергию. Пензенские же власти убеждены, что соцнорма является скрытым повышением платы за электроэнергию, направленным на получение дополнительной прибыли энергетическими компаниями.
Об этом говорит руководитель управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области Наталья Клак. Много вопросов у областных специалистов возникло и по расчету базовой нормы потребления электроэнергии для конкретных семей.
В наиболее ущемленном положении оказываются многодетные. У них соцнормы существенно не отличаются от семей из трех человек, а реальные затраты намного выше. Кроме этого возникли расхождения между данными по прописке и по фактическому проживанию семей. "Отсутствие единой базы данных и несогласованность разных ведомств изначально затрудняет введение расчетов", - добавляет Наталья Клак.
Сомнения и шатания региональных властей по вопросу внедрения соцнорм подтверждаются и выводами аудиторов Счетной палаты на примере конкретной проверки.
Что отметили контролеры?
Первое. Мониторинг пилотных проектов федеральными органами исполнительной власти, которым поручено его проведение, должны образом не осуществлялся.
Второе. Пилотные регионы не сформировали и не актуализировали единую полноценную базу данных о численности семей в жилых помещениях с указанием их адресов.
Третье. В Красноярском и Забайкальском крае не были в срок утверждены регламенты обмена информацией по соцнормам между органами исполнительной власти, ресурсоснабжающими организациями, исполнителем коммунальных услуг и комиссией, созданной для оценки жилых помещений.
Четвертое. Опыт пилотных регионов, как показала проверка Счетной палаты, говорит об отсутствии единого подхода к установлению соцнормы. Наиболее высокая установлена в Орловской области (190 кВтч/чел. в месяц), наименьшая - в Нижегородской области (50 кВтч/месяц). В двух регионах - Красноярском крае и Орловской области - отмечается рост среднедушевого потребления электроэнергии.
"Та первоначальная редакция постановления правительства, которая была принята, включает условие, что не более 30 процентов населения края или области должны платить при переборе электроэнергии повышенный тариф, остальные 70 процентов - укладываться в нормы", - говорит директор профильного департамента министерства строительства и ЖКХ Кировской области Александр Прокопьев.
Однако при таком подходе реальная экономическая выгода для промышленности невелика -1-2 процента. Поэтому ни промышленности соцнормы не помогут, ни населению, в итоге проиграем все, поясняет Прокопьев.
Кроме того, с помощью низких тарифов можно защитить не все категории граждан. "Тот же олигарх в своей квартире бывает наездами, платит за электроэнергию мало. А многодетной семье в соседнем доме приходится либо экономить на стирке и глажке, либо переплачивать за электричество даже при положенных ей льготах", - добавил Прокопьев. Кировская область, кстати, после долгих дебатов отказалась от введения соцнормы.
Кроме того, выяснилось, что, перед тем как вводить соцнормы, желательно ужесточить ответственность за низкую платежную дисциплину и лишь затем устанавливать обоснованные тарифы для населения. "Людей, которые годами платили за электроэнергию мизерные суммы, быстро не изменишь. И в соцнормы не захотят укладываться, и от повышенной платы при переборе электроэнергии увильнут", - говорит областной чиновник. По его мнению, еще до введения для населения обязательных социальных норм нужно переломить ситуацию с символическими штрафами за хронические неплатежи электроэнергии населением, незаконные "врезки" "жучков" в приборы учета.
Энергетики призывают ввести уголовную ответственность за кражи в крупном размере электроэнергии, но поддержки не находят.
"Суды стоят на стороне потребителей, которые исхитряются использовать самодельные устройства-магниты, счетчики с дистанционными пультами, чтобы красть и не платить за электричество", - перечисляет Прокопьев.
В минэнерго уверены, что причин для критики нет. "Во всех регионах, - говорят в министерстве, - где введены или практиковались соцнормы, население реагирует лояльно, в том числе из-за невысокой разницы между тарифами в пределах и сверх соцнормы".
Также в ведомстве считают, что какие-либо корректировки параметров обсуждать преждевременно. И продолжают работу над поиском механизмов решения проблемы перекрестного субсидирования.
Тем временем в Ростовской области сегодня 70-90 процентов населения полностью укладываются в социальную норму. Но для этого постарались власти, тщательно все рассчитав. В итоге установили базовую норму для городских хозяйств в 96 ктВч/месяц, надбавку для села - 90 кВтч/месяц, а за использование электроплит накинули еще 43 кВтч/месяц.
В Орловской области тоже установили достаточно щадящую градацию. Так, базовая соцнорма составляет 190 кВт/ч на одиноко проживающего горожанина и 290 - на такого же сельчанина.
На второго члена семьи добавляется 50 кВт\ч, на трех последующих - по 20. Для отдельных категорий населения предусмотрены понижающие коэффициенты. Льготами пользуются многодетные семьи, инвалиды, ветераны боевых действий и т.д. Действующие в регионе нормы позволяют 98 процентам населения в них укладываться.
В Красноярском крае социальная норма потребления электроэнергии оказалась по силам 60 процентам абонентов "Красноярскэнергосбыта". Остальные выходят за ее рамки. Это семьи, имеющие множество энергоемких приборов, перед которыми не стоит задача экономии на электроэнергии.
"Правительство не должно полностью передавать регионам право определять базовый размер социальной нормы, а задавать ориентиры (с учетом региональных особенностей) на федеральном уровне и следить за их соблюдением", - поделился с "РГ" своим мнением старший эксперт Фонда "Институт энергетики и финансов" Сергей Кондратьев.
На перспективу внедрение социальной нормы по потреблению электроэнергии эксперт связывает с позитивным опытом внедрения "умных" систем учета электроэнергии, позволяющих точно определить объемы получаемой потребителем электроэнергии (и необходимые субсидии на их оплату).
Сейчас такие проекты реализуются в Перми, Центральной России и на Северном Кавказе, но общее число "умных" точек учета невелико и не превышает нескольких сот тысяч. Счетчики могут по нескольку раз в день снимать показания приборов учета и передавать их в автоматическом режиме сетевым компаниям.
Это помогает сократить потери электроэнергии, точно определить средние объемы потребления, заметить и прекратить незаконный отбор электричества в режиме онлайн. С такой интеллектуальной системой учета можно создать стимулы для экономии (или оптимизации) потребления электроэнергии, - например, включать стиральную машинку ночью, когда тариф ниже.
Подобные системы учета позволят быстрее перейти к адресным субсидиям, что позволяет оказывать помощь именно тому, кто в ней нуждается, а не всем подряд. Сейчас социальная норма потребления - это безадресная субсидия. Условно, по 60 кВтч по льготному тарифу. Всем без исключения.
"У нас и электросетевые компании, и потребители могут устанавливать умные счетчики, но поскольку это не является обязательным и не оплачивается в рамках существующих тарифов, процесс идет медленно",- говорит Кондратьев.
Эффективный и правильный путь, когда счетчики в жилых домах бесплатно устанавливают представители электросетей. И если счетчик собственность компании, то право доступа к нему для снятия показаний сотрудники имеют беспрепятственное. "Страны ЕС, кстати, к социальным нормам на электричество плавно перешли с помощью централизованных счетчиков и адресных механизмов.
Еще одна проблема. Установление социальных норм должно быть выгодно самим энергетическим и сетевым компаниям и региональным администрациям. Первым нужны гарантии от тарифных органов. При условии инвестиций в энергоэффективные мероприятия "не забирать" сэкономленные деньги из тарифов и тем самым не снижать их.
Проще будет и для органов по установлению тарифов считать средние показатели по использованию электроэнергии в тех или иных регионах. Когда идет ее массовое разворовывание, и жители, и промышленные предприятия в итоге вынуждены платить больше.
В России началась ценовая реформа в теплоснабжении.
Вместо прямого регулирования всех тарифов в сфере теплоснабжения государство будет устанавливать предельный уровень цены на тепловую энергию для конечного потребителя.
Он будет определяться ценой поставки тепла от альтернативного источника, замещающего централизованное теплоснабжение (цена "альтернативной котельной").
Такие изменения предусматривает законопроект, одобренный комиссией по законопроектной деятельности правительства. Предельный уровень цены на тепло, устанавливаемый впервые, может быть утвержден ниже цены "альтернативной котельной". И поэтапно доводиться до ее уровня в соответствии с графиком, утверждаемым на срок не более 5 лет, а в отдельных случаях - не более 10 лет.
Подготовили: Татьяна Зыкова, Мария Волкова, Наталья Граф, Екатерина Дементьева, Алексей Бондарев, Константин Бахарев, Денис Передельский, Анна Чистякова, Мария Голубева, Наталья Саванкова, Руслан Мельников, Ольга Журман